Модульное обучение является универсальным инструментом для организации тьюторского сопровождения учащихся, в его основе лежит индивидуализация обучения. Стоит отметить, что задания подбираются настолько сложные, чтобы учащиеся работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько простые, чтобы они могли их выполнить только с консультацией тьютора, избегая полного контроля и сопровождения учителем. При индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю.
Организация модульного обучения сегодня актуальна тем, что не предполагает временных рамок обучения. Учащийся имеет возможность самостоятельно выбирать удобное для себя время и формат обучения, что позволяет как активизировать познавательную самостоятельность учащихся, так и увеличить мотивацию к обучению. Отсутствие ограничения во времени работы над модулем способствует тому, что учащийся имеет возможность выбирать удобную для него скорость работы, которая обуславливается как физиологическими, возрастными, так и психологическими особенностями. Стоит отметить, что ученик не ограничен и в выборе порядка работы с модулями, при этом модульное обучение предполагает, что ответственность за результат лежит уже на нем самом, что стимулирует его к активной учебно-познавательной деятельности. При организации модульного обучения является то, что тьютором создаются комфортные условия для обучения и развития учащегося, так как тот сам выбирает удобные для себя темп, способы обучения и средства. При этом не исключается контроль и сопровождение обучения со стороны тьютора, а меняется вектор его направления.
Содержание и структура модульной программы курса «Построение сечений многогранников»
На подготовительном этапе, прежде всего, мной была разработана комплексная дидактическая цель и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Предварительно было проведено структурирование учебного содержания в определенные блоки.
Модульная программа курса «Построение сечений многогранников» состоит из 7 модулей:
№ модуля | М0 | М1 | М2 | М3 | М4 | М5 | М6 |
№ занятия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
где М0 – комплексная дидактическая цель;
М1 – модуль теоретического материала;
М2 – модуль расширения и закрепления знаний теории;
М3 – модуль практического применения;
М4 – модуль-консультация;
М5 – модуль предварительного контроля;
М6 – модуль контроля.
M0 предполагает постановку комплексной дидактической цели.
Учащиеся должны усвоить:
– понятия «сечение», «площадь сечения» и «секущая плоскость», построения сечений.
– методы построения сечений многогранников;
– алгоритм построения сечений.
Учащиеся должны знать:
– различные способы построения сечений;
– сечения многогранников соответствуют фигурам планиметрии;
– классификацию основных типов задач по теме.
Учащиеся должны уметь:
– оперировать основными понятиями по теме;
– применять базу теоретических и практических знаний для решения практических задач;
– работать с материалами математических справочников, специальной литературой, информационными системами, включая интернет;
– различать основные типы задач на построение сечений многогранников и применять для их решения наиболее рациональные методы;
– строить сечения многогранников и находить их элементы.
Затем из комплексной дидактической цели были выделены интегрирующие дидактические цели и сформированы модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели, на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.
Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрированных и частных дидактических целей. Решение совокупности частных дидактических целей обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля. Решение совокупности и интегрированных дидактических целей всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.
При разработке модулей использовались несколько правил:
– перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю;
– при обнаружении пробелов в знаниях учащихся соответствующая коррекция проводится с использованием учебника;
– обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы;
– после завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля;
– если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, то проводится его доработка с использованием электронного учебника.
Еще одним преимуществом модульного обучения является то, что его можно интегрировать с традиционной системой обучения; в старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной при подготовке к ЦТ и ЦЭ. В модульную систему обучения можно включить всю систему методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Таким образом, модули можно включить в систему школьного обучения и тем самым усилить ее качество и эффективность.
Сегодня система модульного обучения активно развивается и используется в учреждениях образования, совмещая проблемный подход и творческое отношение учащегося к процессу обучения и комплексную работу над изучением теории и практики. Ее использование позволит сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и умения, развить познавательные способности и создать условия для самореализации личности каждого ученика.