Белорусские свадебные обычаи

К самым ярким белорусским обрядовым событиям относятся свадьба и крестины. Современная свадьба стала далека от традиционного белорусского «вяселля», хотя и по сей день многие молодожены не отказываются от традиций предков.

Свадебный обряд имел определенную последовательность из трех этапов: 

  1. предсвадебный («запыты», сватовство, помолвка), 
  2. свадьба (само торжество),
  3. послесвадебный (пироги и «медовый месяц»). 

Всё начиналось со сватовства. Сваты и родители жениха, входя в дом девушки, выражались иносказательно: «У нас голубок, а у вас голубка, и мы хотим судьбы их соединить». Имел место выкуп невесты без участия жениха. Если родители соглашались, то вызывали дочь и спрашивали о согласии.

Если сватовство оказывалось удачным, то тем же вечером собирались «на заручение», приглашая жениха и его крёстных. Жениха и невесту сажали рядом, они обменивались подарками (полушалок для неё и поясок/шарф для него).

Спустя одну-две недели после сватовства следовали смотрины: родители невесты осматривали хату и хозяйство родителей жениха, ибо туда после замужества отправится дочь. Невеста осматривала хозяйство жениха с целью подготовить женские рукоделия.

К венцу ехали на «подводах» в первой половине дня, ближе к обеду. К невесте приезжали к двум часам. Она садилась за стол между братом и подневестницей (главной подругой). Родственники невесты изображали преграды, за которые требовали «выкупы» в виде конфет, денег.

В момент торжества молодоженов встречают с караваем и медовухой. Напиток нужно было только пригубить, а остальное – вылить через плечо, чтобы на пути новой семьи не попалась нечистая сила и плохие вещи. Жених и невеста целовали каравай и кланялись присутствующим. Затем они замыкали на пороге замок ― это означало прочное счастье на долгие годы. Начинался праздничный обед в доме невесты, делёж каравая и одаривание молодых.

Отъезд к венцу сопровождался расплетением косы невесты, причитаниями подружек и невесты о закончившейся вольной, девичьей жизни. Невесту и жениха провожали в церковь, благословляя иконами: родители жениха держали икону Св. Георгия Победоносца, а невесты — Богородицы.

И сегодня принято приходить «в сваты» в дом невесты, устраивать театральный «выкуп невесты», расплетать косу невесты, а «украсть невесту» на свадьбе – это святое дело любимых подружек невесты.

Традиции белорусской семьи

Семья для белорусов, испокон веков,– это основа не только быта, но и всей жизни, и воспитанию ребёнка в семье, как продолжателю рода, уделялось всегда особое внимание. Во главе семьи стоял отец – «бацька» (белорусское слово, до сих пор не утерявшее всеобщего распространения и применения), который являлся защитником и добытчиком. Женщина всегда шла рука об руку с мужем, но при этом подчинялась мужу. Она тоже исполняла свою часть обязанностей – распорядительница и хозяйка, заботливая мать и терпеливая хранительница домашнего очага.

В белорусских семьях почиталась многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Младенцу в первые годы жизни уделялось большое внимание, мать тщательно ухаживала за ним, берегла от бед и болезней. Ребёнок рос в заботе и внимании со стороны всех родных, ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки. При этом детей вряд ли можно было назвать избалованными и изнеженными, так как к воспитанию в белорусской семье подходили строго, с определёнными требованиями. Родители личным примером учили трудолюбию, терпению и уважению к старшим.

Интересный факт: разделение обязанностей по половому признаку отразилось на быте белорусов — металлические и деревянные изделия назвали «мужскими», а плетёные и тканевые – «женскими». Возвращаясь к теме воспитания детей, стоит заметить, что отношение ко всем детям было одинаковое, большую часть времени они находились под опекой матери. Авторитет старшего поколения – отдельная тема, он был непререкаемым. Бабушек и дедушек слушались, старались угодить, а обращались при разговоре только на «Вы». В целом, семья для белорусов была главным богатством, которым только может обладать человек.

Народные традиции обряда крещения ребенка

Крестины в жизни человека, даже маленького, являются очень важным событием. Церковь приравнивает это событие ко второму рождению человека – духовному. Маленького человечка принимали в духовную общину. После возвращения из храма, где крестили ребенка, в доме организовывали торжество, на которое приглашали соседей и родственников. Праздничный стол накрывали по-особому – здесь преобладала выпечка и сладости.

После застолья участники крестин угощались «бабулінай» кашей (варили из перловой, пшенной крупы), которую нужно было выкупить за деньги. Участники действия становились в круг: каждый должен был купить ложку (или черпак) каши за деньги, которые собирала «бабуля» и отдавала молодой матери. В некоторых деревнях весь горшочек с кашей выкупал крестный. Это горшочек крестный папа разбивал об угол стола. Черепки тарелки раздавались гостям, на голову надевались (неженатым — чтоб нашли половинку, для других — чтоб в доме водилось добро).

Затем гости украшали телегу (детскую коляску, носилки, «начоўкі» и т.д.), садили в нее «бабулю» в разноцветных лентах с «кіем» либо палкой (могли быть 1-2 или несколько таких палок, сделанных из дуба) и катали по деревне. Вся эта компания с песнями и музыкой, хлопаньем в ладоши, стуком в пустые ведра и кастрюли ходила по улицам и угощала тех, к кому приходила в дом.

Знакомство с белорусскими народными праздниками для всей семьи

К календарным традициям относятся такие праздники, как Масленица, Гуканне вясны, Купалье, Дожинки и Коляды.  

Празднование Коляд в Беларуси

Ранее Коляды символизировали начало нового года. Праздновать Коляды белорусский народ начинал с 6 января и заканчивал 19 января, этот период называется Святки. К Колядам готовились заранее: забивали свинью, обязательно делали генеральную уборку во всем доме, создавали себе новые красивые наряды и шли в баню.

Белорусский весенний праздник «Масленица»

На календаре данный праздник не имеет определенной даты, празднуется масленица за восемь недель до Пасхи. Церковный календарь отмечает этот праздник как «Сырная седмица».

Этот праздник уходит корнями в языческие времена и связан с проводами зимы. В Масленицу принято веселиться, радоваться уходу холодной поры года и приходу весны. В народных гуляниях, как правило, присутствует большое чучело Масленицы, олицетворяющее зиму, которое сжигают на костре. Блины — традиционное блюдо Беларуси, которое является обязательным угощением на этом празднике.

Сороки и Гуканне вясны

Традиции встречи весны и проводов холодов, стужи были приурочены к дню весеннего равноденствия 22 марта. Название праздника связано с древней приметой — если к этому времени прилетят с юга сорок птичьих стай, то весна будет ранней и теплой, а лето принесет богатый урожай. Позже в православной традиции на этот день пришелся День памяти Сорока мучеников Севастийских. Сороками начинался обряд заклинания или «гукання» весны. Молодые девушки пели обрядовые песни-веснянки, на улицах проводились гуляния с обязательными танцами. Для скорейшего наступления весны на деревья вешались поделки в форме птиц.

Дожинки и Купалье в Беларуси

Купалье — праздник летнего солнцестояния. Само Купалье празднуется в ночь с 6 на 7 июля (с 23 на 24 июня по старому стилю). Но уже утром парни и девчата шли на луг собирать цветы, веточки, разные травы День радости и веселья сопровождается хороводами и прыжками через костры. Девушки, которые желают найти себе жениха, плетут венки и пускают их по реке.

Дожинки, называемые также Пе́ршая Прачы́стая, Вялі́кая Спажа́. Пречистая была настоящим праздником урожая, подводила итог труда крестьянина. Дожинки, праздник урожая, в наши дни отмечается широко, с большим количеством развлекательных мероприятий, продажей сельскохозяйственной продукции и награждением работы лучших фермеров.

В наши дни белорусские традиции и обычаи не забыты, даже молодежь интересуется историей предков. Вот почему многие с удовольствием принимают участие в белорусских праздниках.

Традиции православных праздников белорусского народа

Рождество Христово

7 января — праздник Рождества Христова, один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения в Вифлееме Сына Божьего — младенца Иисуса от Пресвятой Девы Марии. В полночь в храмах начинается торжественное богослужение, на которое принято ходить всей семьей. В храмах здороваются со словами: «Христос родился. Славим его». К Рождеству хозяева обязательно прибирались в избах, топили баню, готовили новую одежду для праздника. Хозяйки нередко клали под скатерть сено, что символизировало ясли Иисуса Христа. Одно из традиционных блюд – кутья – готовится из риса или пшеницы, дополняется изюмом, маком, орехами и медом.

Крещение

Крещение (Водохрище) приходится на 19 января. В этот день люди идут в церковь, молятся, окунаются в прорубь. Считается, что крещенская вода может смыть все грехи, помочь покаянию. Купели работают во всех крупных храмах, на водоемах специально прорубают полыньи.

Благовещение

Народный праздник отмечается 7 апреля. По народным поверьям в этот день весна окончательно перебарывает и прогоняет зиму. В этот день запрещалось копать — все сельскохозяйственные работы начинались на следующий день.

В церковных традициях на праздник Благовещения архангел Гавриил объявил Деве Марии о непорочном зачатии. Поэтому молодые белорусские девушки в этот день ходили в церковь, просили крепкую семью и здоровых детей.

Вербница

Последнее воскресенье перед Пасхой отмечалось в Беларуси как Вербница, символ Входа Господня в Иерусалим. Освященными веточками легонько шлепали каждого из членов семьи, приговаривали: «Не я б’ю, вярба б’е, за тыдзень вялікдзень» (Не я бью, верба бьёт, через неделю пасха). Также остукивали все жилые и хозяйственные постройки. Этот ритуал помогал уберечься от болезней, сглаза, дурных мыслей.

На Вербное воскресенье в городах и поселках Беларуси проводятся церковные службы, традиционные ярмарки.

Пасха

Праздник Воскресения Христа в христианской традиции корнями уходит в древние славянские верования о рождении и умирании богов-покровителей природы.

В ночь с субботы на воскресенье проводились службы, дома оставались только дети, больные, старики. Обязательно накануне пекли пасху — высокий круглый хлеб из пшеничной муки, на верху его выкладывали из теста крест. На пасхальном столе обязательно присутствовали крашеные яйца — символ солнца, жизни, возрождения. Излюбленная игра — битки.

Радуница

У православных верующих во второй вторник после Пасхи следует Радуница — день поминовения усопших. Этот день не является рабочим, он по традиции посвящается посещению могил близких людей. После полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухе яйца. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на который ставили разную еду.

Деды

На третью неделю после Покрова дня в субботу начинается Димитриевская Суббота или Деды (Восеньскiя Дзяды) — поминальная родительская суббота. Деды принято проводить в кругу семьи, вспоминая умерших родственников, связанные с ними истории из жизни. Так хозяин, открыв двери и окна, обходит хату кругом и зовёт предков на ужин. Начиная ужинать, в отдельную миску кладут понемножку от каждой еды.