ЧЕМ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ?
- Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
- Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
- Происходит восстановление душевного равновесия в школе.
- Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
- Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
- Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
- Укрепляется роль школьного самоуправления.
Опасения учителей, высказываемые ими.
- «Дети не могут сами разрешать конфликты».
Действительно, без подготовки не могут. Но, как показывает практика, прошедшие обучение подростки в роли медиаторов гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями (многомесячные прогулы, конфликты учитель – ученик, конфликты между детьми разных национальностей и пр.).
- «Программа примирения приучает нарушителей к безответственности».
Главный вопрос программы – личная ответственность обидчика перед жертвой. И если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа нарушителя от заглаживания вреда или неудовлетворенности жертвы дело передается в традиционные структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть программа примирения является альтернативной существующим способам реагирования.
- «Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях».
Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это его естественное желание. Но чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый медиатор, помогающий в сложных случаях, обсуждая результаты проведенных программ.
- «Участники встречи могут отомстить медиатору».
Если медиатор не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы обеих сторон, теоретически такая опасность существует. Поэтому медиаторы работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого.
- «Школьники будут легко относиться к конфликтам: «извинился – и пошел дальше».
Восстановительная медиация строится таким образом, чтобы максимально способствовать осознанию причиненной обиды и предупреждению повторения подобного в будущем. Участие в медиации требует от участников душевных усилий, пересмотра своих взглядов и изменения своего поведения в дальнейшем. И этим медиация отличается от формального краткого извинения, которое обычно мы слышим в кабинете директора.
Многие конфликты учителя способны разрешать сами. Но особая ценность заключается в том, что большую часть конфликтов будут разрешать сами школьники путем переговоров.
Возможности педагогов в развитии восстановительной культуры школы
- Передавать конфликты в службу примирения, даже если они могут разрешить их сами.
- Самим педагогам необходимо осваивать восстановительные практики и коммуникативные техники. Особенно это важно для учителей начальных классов, где их авторитет высок и, скорее всего, сами учителя будут медиаторами в своих классах.
- Дополнять воспитательную работу элементами восстановительных практик.