Анализ результатов участия 15-летних учащихся Республики Беларусь в международном сравнительном исследовании PISA показал, что у белорусских школьников прослеживается проблема с заданиями, требующими осмысления и анализа текста. Соотнесение результатов белорусских обучающихся и требований, которые предъявляются в исследовании PISA к высоким уровням читательской грамотности 15-летних учащихся, свидетельствует о том, что достижение учащимися высокого уровня читательской компетентности требует ориентации содержания школьного образования на компетентностную образовательную парадигму. Современное образование должно отличаться отказом от получения готового знания, гуманитаризацией, проблематизацией, междисциплинарностью, взаимодополняемостью предъявляемой в учебных текстах информации [1, с. 192]. Эта информация подтвердила мои собственные наблюдения: у учащихся имеются определенные трудности в комплексном усвоении учебного материала.

Решение этой проблемы побудило меня к поиску таких приёмов обучения, которые позволят повысить эффективность усвоения интегрированного социально-гуманитарного учебного предмета «Обществоведение». Один из способов формирования учебно-познавательной компетенции и решения проблемы повышения качества знаний и подготовки к ЦТ является использование интеллект-карт на уроках обществоведения. Особенно актуальным будет такой подход при изучении обществоведения на повышенном уровне, так как основная мотивация учащихся этих классов – это успешная сдача централизованного тестирования по предмету.

При подготовке к тематическому или итоговому контролю знаний, а также к ЦТ учащиеся работают с огромным объёмом информации, которую необходимо запомнить. Но если человеческий мозг регулярно получает информацию и не запоминает ее или воспринимает ее как нечто «спутанное», он перестает усваивать дальнейшие сведения на данную тему вообще. Со временем, чем больше информации преподносится ученику для усвоения, тем в большей степени он склонен отвергать ее и, соответственно, меньше знаний приобретать. Это еще одна проблема учителя, которую можно решить, используя метод интеллект-карт.

Эффективность использования метода интеллект-карт связана с особенностями человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в головном мозге человека сводится к одновременной работе левого и правого полушария. Правое полушарие отвечает за воображение, образность, пространственное и цветовое соотношение. Левое полушарие – логика, анализ, системность. Чаще всего, работая над выполнением заданий поурочной или тематической аттестации, учащиеся преимущественно используют левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует возможности головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся [2, с. 12].

При объяснении темы в системе подготовки к аттестации или централизованному тестированию использование интеллект-карт способствует развитию «радиального мышления» – это ассоциативное мышление, отправной точкой которого является центральный образ. При изучении предмета «Обществоведение» центральным образом является понятие, вокруг которого строится содержание темы. Например, при изучении темы «Общество как система» (10-й класс) первоначально я даю определение понятия «Общество» в широком и узком смысле, затем рассматриваю вопрос системности общества, а затем перехожу к освещению особенностей развития общества. При линейном изложении этой темы и ее конспективной фиксацией учащимися школьники затрудняются в определении связей между центральным понятием и его структурой, особенностями. Они с трудом воссоздают целостный образ, подбирают примеры. Так как линейное (последовательное) изложение информации в форме текста блокирует способность мозга видеть целостную картину, способности ассоциативного мышления.

При радиальном изложении информации материал подается в виде целостной схемы. Первоначально я рисую (поясняю) центральный образ, от которого отходят лучи (блоки центральной темы). Блоки визуально привязаны к центральному понятию, сопровождаются лучами, надписями, рисунками и выделяются цветом. По ходу объяснения материала могу соединять различные смысловые блоки ветвящимися линиями (смыслами). Подобная система фиксации услышанной информации помогает учащемуся выделить ключевые моменты темы, визуализировать ее и дополнить новой информацией в случае необходимости. Построение интеллект-карты для учащегося может стать диагностической или обучающей процедурой, активизирующей глубокую интуитивную и логическую переработку информации.

Содержанием интеллект-карт на уроках являются необходимые составляющие обществоведческого знания (понятия, процессы, закономерности, личности, причинно-следственные связи и т.д.), установленные образовательным стандартом учебного предмета «Обществоведение». Организация мышления связывается с логикой изложения информации на «ветвях» интеллект-карты, которую учащийся усваивает более эффективно.

В своей деятельности я определила четыре этапа обучения учащихся работе с интеллект-картами:

На 1-м этапе, преимущественно на вводных уроках в 9-м классе, практикую использование готовых карт. Главная задача для учащихся – прочитать, понять их смысл. Эти умения отрабатываются с помощью специальных заданий: «Ознакомьтесь с интеллект-картой. Что в карте будет главным, что из него вытекающим? Как это отражено в изображении карты памяти?», «Рассмотрите схему. Какие главные понятия вы можете выделить?», «Какие сведения являются главными для темы урока? Как они отражены в схеме?». Например, с помощью интеллект-карты по теме «Религия» (10-й класс) учащиеся делают выводы, что ключевые понятия темы расположены на «ветках», используются разные цвета для фиксации внимания на разных блоках темы.

2-й этап начинается в 10-м и 11-м классах и продолжается на протяжении года. Составлением интеллект-карты мы занимаемся совместно с учащимися на доске или экране монитора. Учащиеся выделяют ключевые понятия, события, особенности в теме, выбираем в учебном материале главное, анализируем, систематизируем. С помощью условных знаков обучающиеся оформляют карты по теме урока, где устанавливают закономерности между ключевыми понятиями.

Это может быть групповая работа, когда каждая группа заполняет свою ветку. При этом у учащихся всегда есть возможность дополнить информацию, внести изменения, создав новую «ветвь». Например, при изучении темы «Культура, ее предназначение и функции» в 9-м классе 1-я группа заполняет ветвь «Виды культуры», 2-я группа – ветвь «Формы культуры», 3-я группа – ветвь «Функции культуры».

3-й этап – самостоятельная доработка интеллект-карты учащимися 9–11-х классов. На этом этапе предлагаю учащимся интеллект-карту с недостающими элементами. Им необходимо заполнить пробелы самостоятельно, используя материал учебника, сообщения одноклассников, мультимедийный материал, документ (например, при изучении темы «Конкуренция»).

4-й этап – самостоятельное составление интеллект-карты учащимися. Применяю в основном в 10–11-х классах для эффективной организации в классе групповой или индивидуальной работу либо в качестве домашнего задания. При этом предлагаю учащимся не только составить интеллект-карту, написанную от руки, но и воспользоваться компьютерными программами по созданию и работе с диаграммами связей, такими, например, как MindManager, XMind, Wisemapping, FreeMind, Mindmapping.

На следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания, сравниваем несколько карт, обсуждаем, выделяем наиболее удачные.

Примеры интеллект-карт, созданных учащимися по темам «Права и обязанности работодателя» и «Условия заключения брака»:

Интеллект-карты я применяю при конспектировании материала учебника или документа; подготовке проектов по теме урока;решении творческих задач; организации мозгового штурма; демонстрации презентаций. Интеллект-карты являются уместным инструментом на любом этапе урока (Приложение. Приемы и способы работы с интеллект-картами на разных этапах урока).

Построение интеллект-карт вовлекает учащихся в самостоятельную, исследовательскую и творческую работу, учит их логически структурировать, систематизировать и запоминать материал. Применение интеллект-карт на учебных занятиях по обществоведению наиболее эффективно для развития у обучающихся умений работать с многоуровневыми понятиями, этот способ организации учебной деятельности учит их давать характеристику процессам, явлениям, выделять в содержании главное, устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы, что все вместе направлено на формирование высокого уровня учебно-познавательной компетенции.

Список использованных источников

1 Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Практическое руководство. – М, Попурри, 2010. – 352 с.
2 Учебная программа по учебному предмету «Обществоведение» для Х класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protses-2019-2020-uchebnyj-god/obshchee-srednee-obrazovanie/202-uchebnye-predmety-v-xi-klassy/1285-obshchestvovedenie.html – Дата доступа: 15.01.2024.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *