Для работы на уроках математики в 5-м классе учитель начинает свою подготовку задолго до 1 сентября, поскольку основной потенциал для развития познавательного интереса на уроках математики закладывается у учащихся именно при переходе в среднее звено. В этом возрасте дети начинают осознанно ставить перед собой задачи, цели и начинают идти к их достижению с минимальным участием родителей в данном процессе.

Для того чтобы адаптация учащихся прошла комфортно, учителю необходимо создать ситуацию успеха для каждого ученика, а также подобрать задания, посильные для решения ученику любого уровня подготовки. Для реализации такой задачи отличным инструментом станут тренажеры по математике в совокупности с эффективными приемами для их применения.

Вставьте пропущенные цифры

Вариант 1

+*6*
3*1
648
-57*
*21
2*1
+*6*
6*9
1051
-5*7
*1*
351
-1*6*
7*1
530

Вариант 2

+*4*
3*1
1063
-98*
*23
3*1
+*2*
1*6
567
-8*7
*4*
656
-1*6*
6*1
644

Этот тренажер можно предложить в готовом виде, а можно использовать приема «Дополни и объясни». После того как учащийся вставил пропущенные цифры, предлагаем ему объяснить свой выбор. Такой вариант применения тренажера позволит учителю увидеть уровень развития устной речи учащихся, будет способствовать развитию умения грамотно формулировать свои мысли, умения слушать и слышать друг друга.

Найдите лишнее

 Вариант 1Вариант 2
12 кг, 50т, 2 ц, 8 км, 400 г;3 кг, 4 т, 8 дм, 50 г, 14 ц
212 м, 120 кг, 15 км, 162 мм; 187 мм5м, 11 км, 13 кг, 12 дм, 156 см
34 км 12 м, 12 м 4 см, 5 кг 200 г, 6 дм 3 см; 4 км 15  см4 км 15 м, 16 кг 15 г, 14 см 12 мм, 11 м 13 дм, 1 км 12 см
42 ч 15 мин, 4 ч 16 мин, 2 мин 13 сек, 2 т 4 ц; 5 ч 18 мин3 ч 12 мин, 1 сут. 12 ч,
3 мин 16 сек, 2 кг 15 г, 2 дн. 4 ч
516 м2, 12 см, 18 м, 24 км; 19 дм13 м2, 12 км, 14 см, 16 м, 160 дм;
612 ч 15 мин, 16 ч, 15 сек, 5 м, 12 мин 2 с2 сут. 15 ч, 16 ч, 14 км, 12 мин, 15 с
71 км 12 м, 3 м 16 см, 2 мин 3 с, 6 см 2 мм2 км 1 м, 4 дм 3 см, 6 ч 12 мин, 5 см 1 мм
812 м, 4 см, 5 кг, 16 дм, 11 мин2 м, 16 см, 8 г, 7 дм, 16 ч
95 т, 12 кг, 16 г, 8 км, 12 с12 ц, 16 кг, 180 г, 4 км, 11 мин
102 см2, 4дм2, 5 м, 4 см, 8 км24 см3, 2 дм3, 4 см2, 5 м, 12 м3

К этому тренажеру, помимо применения его в готовом виде, можно применить прием критического мышления «Тонкий вопрос». К каждой строке предлагаем учащимся задать один «тонкий вопрос», например: «Какая математическая величина измеряется в километрах?», «Сколько грамм содержится в одном килограмме?» и т.д. Вопрос ставится к тому объекту, который оказался лишним в строке.

Выразите в указанных единицах измерения

 Вариант 1Вариант 2
112 т 4 кг =____ кг11 т 5 кг =____ кг
216 ц 12 кг = ____ кг13 ц 8 кг = ____ кг
314 км 520 м = ____ м21 км 135 м = ____ м
416 м 3 см =____ см34 м 5 см =____ см
512 м 5 см = ____ мм19 м 7см = ____ мм
611 сут. = ____ ч15 сут. = ____ ч
7120 мин = ____ ч180 мин = ____ ч
870 мин = ____ сек60 мин = ____ сек
93 сут. = ____ мин5 сут. = ____ мин
101 нед. = ____ сут4 нед. = ____ сут

Тренажер можно выполнять «по цепочке», вызывая учащихся по одному к доске, а можно использовать прием «Взаимопроверка», когда задания выполняются по вариантам, а потом дети обмениваются тетрадями для проверки работ друг друга, при этом учитель оглашает правильные ответы.

Составь уравнение и реши его

 Вариант 1Вариант 2
1Наибольшее трехзначное число увеличили на неизвестное число, в результате чего получили 4261.Наибольшее двухзначное число увеличили на неизвестное число, в результате чего получили 3256.
2Наименьшее четырехзначное число уменьшили на неизвестное число, в результате чего получили 764.Наименьшее пятизначное число уменьшили на неизвестное число, в результате чего получили 4372.
3Сумму чисел 264 и 312 увеличили на неизвестное число и в результате получили 3261.Сумму чисел 187 и 564 увеличили на неизвестное число и в результате получили 2984.
4Неизвестное число уменьшили на разность чисел 721 и 316, в результате получили 961.Неизвестное число уменьшили на разность чисел 562 и 214, в результате получили 1230.
5Неизвестное число уменьшили на наименьшее двухзначное число и в результате получили 567.Неизвестное число уменьшили на наименьшее двухзначное число и в результате получили 685.
6Разность чисел 956 и 721 увеличили на некоторое число и в результате получили 2861.Разность чисел 842 и 521 увеличили на некоторое число и в результате получили 2634.
7Произведение чисел 51 и 64 уменьшили на неизвестное число и в результате получили 96.Произведение чисел 49 и 81 уменьшили на неизвестное число и в результате получили 65.
8Неизвестное число увеличили на произведение чисел 91 и 15 и в результате получили 1623.Неизвестное число увеличили на произведение чисел 86 и 17 и в результате получили 1431.
9Неизвестное число уменьшили на наибольшее трехзначное число и в результате получили 1261.Неизвестное число уменьшили на наибольшее трехзначное число и в результате получили 2141.
10Неизвестное число увеличили на наименьшее трехзначное число и в результате получили 1365.Неизвестное число увеличили на наименьшее трехзначное число и в результате получили 2425.

Этот тренажер позволяет развивать у учащихся читательскую грамотность, умение анализировать текстовую информацию, умение записывать краткое условие задачи в виде уравнения.

Период перехода из 4-го в 5-й класс, по свидетельству многих педагогов и психологов, характеризуется снижением интереса к учебе. И учитель математики перед началом работы в классе должен подобрать универсальные инструменты для создания условий эффективной адаптации учащихся.

Таким образом, математические тренажеры в сочетании с эффективными приемами их применения становятся инструментом для комфортной адаптации и активизации познавательного интереса при изучении математики при переходе из младшей школы в среднюю.

Прочитать публикацию на сайте ng-press.by:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *