Класс: 5-й.
Тема урока: Правописание з и с на конце приставок.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Место урока в изучаемой теме: в разделе «Орфография» – 12-й урок; первый из двух уроков по изучению правописания з и с на конце приставок.
Связь со знаниями, полученными ранее: учащиеся знают, какие согласные звуки являются звонкими, а какие глухими, что поможет им лучше понять новую тему.
Цель: к концу урока учащиеся
– будут знать правило написания з и с на конце приставок, о единообразном написании приставки с-;
– будут уметь определять условие выбора букв з и с на конце приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Задачи личностного развития:
– образовательные: создать условия для формирования у учащихся навыка правописания з и с на конце приставок; содействовать совершенствованию правописных и аналитических умений и навыков, орфографической зоркости учащихся;
– развивающие: содействовать развитию связной устной речи учащихся посредством работы с фразеологизмами, пословицами и текстом; создать условия для развития самостоятельности мышления и находчивости пятиклассников;
– воспитательная: содействовать повышению учебной мотивации на основе приобщения учащихся к собственному самоопределению (направленность на собственный результат занятия).
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Учебно–методическое обеспечение: интерактивная доска, выход в интернет, раздаточный дидактический материал (лист достижений, карточки с заданиями, рисунки фразеологизмов).
Эпиграф: Смекнёшь да (с-/з-)хитришь – врагов победишь.
Ход урока
Планируемый результат | Задача учителя | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, приёмы работы |
1 Организационный этап | ||||
Учащиеся смогут проанализировать языковой материал, представленный в эпиграфе. | Психологически подготовить учащихся к уроку, настроить на сотрудничество, заинтересовать темой урока. | Приветствует учащихся, организует их внимание. – Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф. Как вы понимаете значение этой пословицы? – В словах эпиграфа пропущены буквы. Можете ли вы ответить, какую букву необходимо писать: с или з? Сегодня на уроке нам понадобится смекалка, чтобы разобраться в этом. | Слушают учителя, настраиваются на работу, отвечают на вопросы. | Фронтальная форма работы, словесный метод. |
2 Этап постановки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||||
Учащиеся смогут сформулировать целевую установку урока и план работы. | Создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты. | – Определите по эпиграфу тему нашего урока. – Исходя из темы, давайте определим цели. Продолжите фразу: «К концу урока я…». Поможет вам в этом лист достижений, который есть у каждого на столе. В ходе урока учащимся необходимо заполнить лист достижений (Приложение 1). | Определяют тему урока («Правописание букв з и с на конце приставок»). Учащиеся формулируют цели, пользуясь информацией из листа достижений. К концу урока я: – буду знать, когда пишется буква з на конце приставок, а когда с; – научусь грамотно писать слова с этими видами орфограмм; – смогу графически обозначать изученную орфограмму; – смогу выполнить в конце урока тестовое задание. | Фронтальная форма работы, частично-поисковый метод. |
3 Этап актуализации знаний учащихся | ||||
Учащиеся актуализируют знания о согласных звуках русского языка. | Подготовить учащихся к работе, восприятию нового материала; актуализировать умения и навыки учащихся для восприятия новой информации. | – Итак, ребята, давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? – Что изучает орфография? – А что изучает фонетика? – На какие две большие группы делятся звуки речи? – Какие бывают согласные? А теперь обратите внимание на таблицу «Согласные звуки» (Приложение 2). – Какие звуки представлены в первой колонке? – А во второй? – Почему напротив звуков [р], [л], [м], [н], [й’], ничего не написано? – Какими являются звуки [ч’], [щ’], [ц], [х]? – С помощью какой фразы можно легко запомнить непарные звонкие звуки? – С помощью какой фразы можно легко запомнить непарные глухие звуки? | Отвечают на вопросы: – Орфографию. – Правописание слов. – Звуки речи. – Гласные и согласные. – Звонкие и глухие. – Звонкие. – Глухие. – Они непарные звонкие. – Непарными глухими. – Звонкий [л]а[м’]и[н]а[р’]и [й’]. – Глухо [ч’]и[щ’]у [ц]е[х]. | Фронтальная форма работы, практический метод. |
4 Этап объяснения нового материала | ||||
Учащиеся смогут, пользуясь актуализированными знаниями, сформулировать правило «Правописание з и с на конце приставок». | Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся. | – Посмотрите внимательно на иллюстрации (Приложение 3). – Как вы думаете, какие слова изображены в первых двух рядах? – Что общего между этими словами? – Заполните таблицу (Приложение 4, часть 1) и попытайтесь самостоятельно сформулировать правило «Правописание з и с на конце приставок». | Отвечают на вопросы: – Раз-говор. Без-дельник. Бес-порядок. Рас-писание. – Приставки заканчиваются на з-/с-. Учащиеся заполняют таблицу «Правописание з и с на конце приставок» озвучивают правило. | Фронтальная форма, частично-поисковый метод. |
5 Этап первичного усвоения новых знаний | ||||
Обеспечить своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся и их коррекцию. Учащиеся смогут самостоятельно выделить новую информацию и дополнить ею правило, заполнив таблицу. | Обеспечить своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся и их коррекцию. | Предлагает посмотреть видеоролик с объяснением новой темы. https://clck.ru/32mUm2 После просмотра видеоролика учитель задаёт вопросы: – Что нового вы узнали? – Теперь вернёмся к иллюстрациям. Что изображено в третьем ряду? – Почему мы написали слово «сдача» с буквой с-? – А почему слово «здание» пишется с буквой з-? | Учащиеся смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя: – Приставки з- не бывает, всегда пишем приставку с-, даже перед звонкими согласными. Некоторые слова начинаются с буквы з, которая входит в корень. – В третьем ряду изображены следующие слова: с-дача, з-дание. – В слове «сдача» приставка с-. – В слове «здание» буква з – часть корня. | Фронтальная работа, индивидуальная работа, наглядный и проблемно-поисковый метод. |
6 Этап первичной проверки понимания изученного материала | ||||
Учащиеся научатся разграничивать приставку с- и корни слова, которые начинаются с буквы з. | Установить глубину понимания учащимися нового учебного материала, закономерностей и связей, устранить обнаруженные пробелы. | Предлагает дополнить таблицу «Правописание з и с на конце приставок» (Приложение 4, часть 2). – Это правило можно назвать «Правилом трёх З»: «З За Звонким» – Запомните короткую фразу, которая поможет вам не допускать ошибок в словах с начальной корневой з-: ОБРАТИ ВНИМАНИЕ на ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ! Есть ещё стихотворение для запоминания правила. Запишите его в конспекты, оно поможет вам лучше понять и запомнить правило (Приложение 5). | Учащиеся заполняют таблицу, записывают в конспект мнемонические фразы для запоминания правила. Учащиеся заполняют лист достижений. | Работа в парах, индивидуальная форма, практический метод. Самоконтроль, взаимоконтроль. |
7 Этап первичного закрепления знаний по новой теме на практике | ||||
Учащиеся научатся применять полученные знания на практике. | Проверить степень усвоения учащимися нового материала. | Интерактивное задание. https://learningapps.org/27703716 | Выполняют интерактивное задание. | Индивидуальная форма, практический метод. |
Физкультминутка | ||||
Снятие статического напряжения, переключение внимания. | Обеспечить сохранение здоровья учащихся, поддержать их познавательную активность и работоспособность | Предлагает выполнить упражнения: – Когда вы услышите слово с приставкой, в которой пишется с–, то присядьте. Если вы услышите слово с приставкой, в которой пишется з-, то поднимите обе руки: Листья, листья, листопад. Не расчистить школьный сад. *** У солнышка есть правило – оно лучи расправило. *** Нет, в жизни мне не повезло: Однажды я разбил стекло. *** Рассердилась бабушка: меня ты не учи, разбираюсь правильно, как пинать мячи. *** Я Володины отметки узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой, раздаются три звонка. | Выполняют упражнения. | Фронтальная форма. |
8 Этап закрепления нового материала | ||||
Учащиеся углубят знания по выученной теме. | Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этой теме. | 1) Творческая работа – Соотнесите фразеологизмы и картинки, изображённые на коллаже. Запишите, объясните правописание з и с на конце приставок. Используйте фразеологический словарь, чтобы объяснить значение фразеологизмов (Приложение 6). – Какой фразеологизм, по вашему мнению, соотносится с темой нашего урока – смекалка и находчивость? 2) Работа с текстом (Приложение 7). Рубрика «Интересный факт». – А вы знаете, почему птицу назвали “вороной”? Ворона получила такое название из-за цвета оперения. Слово «ворона» родилось от слова «вороной», что означает «черный». Работа с «Ударником». (Дополнительные задания на повторение: поставить ударение в словах, объяснить правописание приставок: растрУб, избалОванный, издрЕвле). 3) Задание в парах. К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы (Приложение 8). 4) Подготовка к олимпиаде. Индивидуальное задание (Приложение 9). | 1) Выполняют индивидуальное задание. – Сдвинуть гору. 2) Выполняют задания к тексту. 3) Выполняют задание в парах одновременно с теми учащимися, которые работают с текстом. 4) Учащийся выполняет индивидуальное задание одновременно с теми учащимися, которые работают с текстом. Все учащиеся заполняют лист достижений. | Индивидуальная форма работы, поисковый метод. Фронтальная работа, самоконтроль, взаимоконтроль. Работа в парах. Индивидуальная работа. Самоконтроль, взаимоконтроль. |
9 Оценочно-рефлексивный этап | ||||
Учащиеся смогут определить уровень усвоения материала, выявить недостатки, установить причины выявленных недостатков. | Создать условия для анализа и оценки эффективности проделанной работы на уроке. | 1) Проверка выполнения индивидуальных заданий и задания в парах. 2) Тестовое задание по теме «Правописание з и с на конце приставок» (Приложение 10). | Учащиеся выполняют тестовое задание, обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга, заполняют таблицу достижений. | Самостоятельная работа, самопроверка. |
10 Рефлексия | ||||
Учащиеся смогут самостоятельно оценить свою работу на уроке. | Создать условия для оценки собственных действий на уроке учащимися. | Организует деятельность учащихся по осмыслению ими успешности выполнения задач урока, получает информацию о самооценке учащихся, обнаруживает проблемные зоны для следующей коррекции, подводит итоги урока. Приём «Пять пальцев». Учащиеся отвечают на вопросы: М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость и физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? | Осмысливают значимость для себя полученных знаний, выделяют трудности, оценивают собственную деятельность. | Индивидуальная форма, приём «Пять пальцев», самооценка. |
11 Подведение итогов урока | ||||
Учащиеся смогут проанализировать и оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников во время урока через само- и взаимооценку, степень усвоения знаний по выученной теме. | Создать условия для анализа успешности достижений цели урока, дать качественную оценку работы класса и учащихся, содействовать формированию адекватной самооценки учащихся. | Учитель обращается к целям урока, соотносит результаты урока с запланированным. Учитель возвращается к эпиграфу и просит оценить каждому учащемуся себя, проявил ли он на уроке смекалку. | Дают оценку своей работе, заполняют лист достижений и делают выводы (Приложение 1). | Фронтальная форма, самооценка. |
12 Этап информирования о домашнем задании | ||||
Учащиеся смогут понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания. | Обеспечить понимание учащимися целей, содержания выполнения домашнего задания. | Дает комментарий к домашнему заданию. Подобрать 10 слов с приставкой на з- или с-, объяснить их правописание, составить с некоторыми из них три предложения. | Осмысливают содержание задания, записывают в дневники. | Фронтальная форма, самоконтроль. |
Литература:
1 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-3 / Н.И.Запрудский. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2017. – 168 с.
2 Мурина, Л.А. Русский язык: учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. В двух частях. Часть 2 / Л.А.Мурина, Т.В.Игнатович, Ж.Ф.Жадейко. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2019. – 144 с.