Предоставление учащимся вариантов обучения в зависимости от их потребностей и возможностей позволяет дифференцировать процесс обучения. Это может включать использование заданий разных уровней сложности, различных форматов обучения (очных, заочных, онлайн), организацию групповых и индивидуальных занятий.
Решить проблему индивидуализации и дифференциации при подготовке к ЦТ, ЦЭ и творческим конкурсам по таким предметам, как русский язык и литература, может тьюторское сопровождение одаренных учащихся, которое заключается в индивидуальной поддержке учащихся и помощи им в совершенствовании языковых и литературных навыков. Тьютор, работая с учащимися, формирует у школьников коммуникативную, языковую и лингвокультурологическую компетенции посредством реализации программы индивидуального сопровождения.
В процессе сопровождения тьютор использует индивидуальный подход к каждому учащемуся и адаптирует методики работы под его потребности. Он создает комфортные условия для обучения и постепенно помогает учащемуся не только углубить и расширить фактические знания по всем разделам курса русского языка, но и развить самостоятельность мышления и творческие способности обучающихся.
Юницкая Н.Г.. Тьюторское сопровождение при подготовке к ЦЭ, ЦТ, творческим конкурсам
Функции тьютора
1 Методически управляет освоением учебного материала на повышенном и углубленном уровне.
2 Доступен обучающимся всегда.
3 Организует образовательную деятельность обучающихся.
4 Устанавливает с учащимися отношения партнерства.
5 Непосредственно взаимодействует с родителями учащихся.
Аспекты тьюторской поддержки одарённых учащихся
1 Развитие навыков чтения. Тьютор помогает учащемуся совершенствовать разные виды чтения (поисковый, просмотровый, ознакомительный, изучающий) текстов разных стилей и жанров; навыки понимания прочитанного текста, анализа и осмысления информации, выделения ключевых моментов и построения логической связи между ними, навыки анализа художественных текстов, литературных приемов и структуры произведения.
2 Развитие навыков письменной речи. Тьютор помогает учащемуся совершенствовать навыки письма, способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
3 Развитие и совершенствование устной речи. Тьютор помогает учащемуся развивать навыки эффективного произнесения разных видов монологической речи; совершенствовать риторические умения и навыки в процессе работы над различными видами речевой деятельности.
4 Совершенствование правописных навыков. Тьютор помогает учащемуся развивать навыки грамотного письма посредством углублённого и расширенного предъявления им знаний о системе русского языка (лексических, грамматических, правописных) с привлечением более сложного языкового материала.
Пример программы индивидуального сопровождения учащихся
при подготовке к ЦЭ, ЦТ и творческим конкурсам
по предметам «Русский язык», «Русская литература» в 10–11-х классах
Цель: создание оптимальных, психологически комфортных условий для развития познавательного и творческого потенциала учащихся посредством подготовки к творческим конкурсам, олимпиаде, к исследовательским и проектным работам.
Задачи:
– содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности;
– поддерживать образовательные инициативы учащихся;
– обеспечить развитие способности к самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;
– способствовать развитию умения решать нестандартные языковые и речевые задачи;
– формировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога.
Этапы программы
1 Диагностико-мотивационный этап
На этом этапе тьютор проводит диагностику, чтобы определить текущий уровень языковых и литературных навыков. На основании результатов теста тьютор разрабатывает индивидуально подходящую программу.
2 Проектировочный этап
Основным содержанием этого этапа является составление плана предстоящей работы, рабочей программы тьюторского сопровождения.
3 Реализационный этап
На этом этапе тьютор реализует программу тьюторского сопровождения по направлениям:
– развитие навыков письма:
проведение занятий, на которых учащийся совершенствует навыки письменной речи через выполнение различных письменных заданий: от лингвистических до написания эссе, сочинений-рассуждений по исходному тексту, исследовательских работ и отзывов о литературном произведении.
– развитие навыков чтения:
проведение занятий, направленных на развитие навыков понимания прочитанного текста через анализ ключевых моментов, осмысление и интерпретацию информации.
– развитие навыков устной речи:
проведение разговорных тренировок, на которых учащийся практикует и закрепляет свои навыки устной речи, а также занятия по активному слушанию, где учится понимать и анализировать устные высказывания других людей.
– анализ и интерпретация литературных произведений:
проведение занятий, на которых учащийся интерпретирует и анализирует литературные произведения (стиль, композиция, литературные приемы).
4 Аналитический этап
Анализируются трудности, возникшие во время тьюторского сопровождения учащихся с учетом их индивидуальных способностей. Тьютор оценивает прогресс учащегося, дает задания для самостоятельного выполнения, проводит тесты и задания для контроля уровня грамотности.
Формы и методы проведения занятий: индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лингвистического материала; лекции, беседы, практические занятия; творческие мастерские, соревнования, занятия-игры и другие формы работы.
Работа внутри каждой темы осуществляется в следующем режиме:
1) лекция, беседа, на которой вводится новая информация;
2) отработка практических навыков по изучаемой тем;
3) выполнение тестовой работы или определенного этапа проектной деятельности.
Виды деятельности:
– выполнение заданий повышенной сложности, рассчитанных на творческий подход, сообразительность, нестандартные решения;
– знакомство с содержательными, композиционными и лингвистическими особенностями эссе, отзыва, анализ образцовых и негативных текстов, создание самостоятельных текстов;
– аналитическая работа с формулировками тем, с понятиями, со способами выстраивания концепции и т.д.;
– лингвостилистическая работа, риторическая деятельность в момент обдумывания темы непосредственно в конкурсе;
– стилистический и лингвистический анализ текстов.
Результаты:
– учащиеся расширяют, углубляют и закрепляют изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах;
– повышают свою языковую и речевую культуру;
– совершенствуют умения решения нестандартных языковых и речевых задач, навыки устной и письменной монологической речи.
Таким образом, тьюторское сопровождение развития функциональной грамотности учащихся по русскому языку и литературе является эффективным способом помощи в развитии и усовершенствовании их языковых и литературных навыков, повышении уровня грамотности и достижении успеха на ЦЭ, ЦТ, в творческой и исследовательской деятельности.
Список использованной литературы
1 Чечет, В.В. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие / В.В.Чечет, С.Н.Захарова [Электронный ресурс]. – Минск : БГУ, 2015. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/chechet-zaharova.pdf – Дата доступа: 20.09.2023.
2 Профессия «тьютор» / Ковалева, Т. М. [и др.] [Электронный ресурс]. – М.-Тверь : СФК-офис, 2019 – Режим доступа: https://lifeguide.by/wp-content/uploads/professiya_tyutor.pdf. – Дата доступа: 20.09.2023.
3 Тьюторство в образовании: от исследований к практикам: монография / О.В.Астахова [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scipro.ru/conf/tutoring.pdf. – Дата доступа: 20.09.2023.