
Цели: формирование у учащихся представлений о пресмыкающихся как об особой группе живых существ; закрепление устных и письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел.
Цели:
– формирование у учащихся представлений о пресмыкающихся как об особой группе живых существ;
– закрепление устных и письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел.
Задачи:
– сформировать представление об отличительных особенностях, строении и поведении пресмыкающихся;научить различать наиболее распространенные виды пресмыкающихся по их характерным признакам;
– содействовать формированию положительного отношения к пресмыкающимся, навыков правильного поведения при встрече с этими животными;
– создать условия для отработки умения делать вычисления, используя устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; решать текстовые задачи на сложение и вычитание;
– создать условия для воспитания интереса к математике посредством подбора интересных и увлекательных заданий.
Оборудование: карточка с текстами «Уж», «Гадюка», «Ящерица»; рисунки с изображениями пресмыкающихся; таблица для сравнения признаков пресмыкающихся; карточки-подсказки для заполнения таблицы.
Ход урока
1 Организационный момент
2 Постановка темы и цели урока
Сегодня мы поговорим еще об одной группе животных. О ком, вы узнаете, заполнив таблицы, заменяя числа-ответы на соответствующие им буквы.


96 – Р 73 – И 62 – Щ
55 – Ц 77 – Я 29 – Е
48 – М 100 – Е 84 – А
53 – И 37 – З
– Что общего у змей и ящериц?
– На уроке мы поговорим о змеях и ящерицах. А как называют группу этих животных, вы узнаете, отгадав ребус. (Пресмыкающиеся.)
– Именно так ученые назвали группу животных, к которым относятся змеи и ящерицы, за их способ передвижения. При движении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимает туловище, оно как бы провисает между опорами-конечностями. Рептилии ползут, “пресмыкаются”, безногие иначе просто не могут.
3 Объяснение нового материала
Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и всё, ни лап, ни шеи,
Потому что это … (змеи).
– Ребята, змей на Земле можно встретить почти везде, кроме Антарктиды и нескольких крупных островов, где большую часть времени холодно. Змей можно встретить и в Беларуси. Каких именно? Мы узнаем, разгадав шифровки.
37 + 25 – 3 = … А80 – 25 – 36 = … Ж
39 + 61 – 8 = … Ю 56 – 20 – 18 = … Г
83 – 14 – 18 = …У 48 – 18 – 13 = … Д
54 + 16 – 36 = … К

– Рассмотрите изображения ужа и гадюки. Чем они похожи? (Формой тела, нет конечностей.)
– По каким признакам можно отличить ужа от гадюки?
– Для того чтобы установить и другие признаки подобия и отличия, читаем тексты “Уж” и “Гадюка” (карточка с текстами находится на партах у учащихся).
– Прочитайте текст “Уж”.
Ужи в Беларуси встречаются везде: у берегов рек, на лугах, в лесу. Ужи хорошо плавают и ныряют.
У ужа тёмная спина. По бокам головы два оранжево-жёлтых или светлых пятна. Это его главное отличие от других змей.
Основная пища ужа — жабы, лягушки, мыши. Ужи очень прожорливы. Большой уж может проглотить 4-5 лягушек подряд.
Ужи — полезные животные. Они уничтожают мышей. А сами служат пищей барсукам, аистам, цаплям, ежам и другим животным.
Для человека уж не опасен.
– Какую пользу приносят ужи? Какой главный признак позволит отличить ужа от гадюки?
– Решите задачу.
В лесу возле пня собралась группа из 48 ужей. К ним еще присоединились 45 ужей. Чуть позже часть ужей уползла за лягушками. Возле пня осталось лежать 17 пресмыкающихся. Сколько ужей уползло за добычей?
Физкультминутка
– В лесу нужно быть очень внимательными, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье. Посмотрим, насколько внимательны вы. Если я говорю слово “тропинка” – шагаем, если говорю “кочка” – надо присесть и голову накрыть руками, если “солнце в лесу” – подпрыгнуть, руки вверх и расставить пальчики.
– Молодцы, все вы очень внимательные. Продолжаем работать, читаем текст “Гадюка”.
Гадюка — единственная ядовитая змея, обитающая на территории нашей страны.
Гадюки бывают светлой или тёмной окраски. На спине у них проходит зигзагом от головы до хвоста чёрная полоса.
На человека гадюка без причины не нападает. Укусить она может только тогда, когда её неожиданно потревожили. Поэтому в тех местах, где есть гадюки, надо быть осторожным.
Во рту у гадюки есть ядовитый зуб. Через него при укусе поступает яд. Яд гадюки опасен для человека. Если тебя укусила гадюка, срочно обратись к врачу. Не занимайся самолечением.
Змеиный яд используется для получения лекарств.
– Как отличить гадюку от ужа?
– Какую пользу приносят змеи?
– Покажите путь гадюки по клеточкам. Учтите, что длина одной клеточки соответствует длине, равной 2 метрам. Начинайте откладывать путь от указанной точки.
Гадюка проползла 10 метров вперед. Потом она повернула вправо и проползла 12 метров. Затем свернула налево и проползла еще 6 метров. Какова длина пути гадюки в метрах?
На какую геометрическую фигуру похож путь гадюки?
Из скольких звеньев он состоит?
– Сравним ужа и гадюку. Для этого заполним таблицу. (Учащиеся по одному подходят к доске и заполняют таблицу, выбирая среди карточек-подсказок с правильными ответами).

Чтение текста “Ящерица”.
Ящерица, в отличие от змеи, имеет 4 конечности. Они расположены по бокам туловища и приподнимают тело ящерицы над землёй.
При опасности ящерица скрывается — за одну секунду может пробежать 8 метров. Но если враг всё же настигает ящерицу, она легко отбрасывает хвост, а сама прячется. Это форма защиты от врагов: лучше потерять хвост, чем погибнуть самой. Через некоторое время на месте старого хвоста вырастает новый. Он обычно бывает немного короче.
Питаются ящерицы различными насекомыми, а также пауками, червями. Ящерицы приносят большую пользу, уничтожая вредителей растений.
– Чем ящерица отличается от змеи и ужа? Чем похожа?
– Как ящерица спасается от врагов?
– Какую пользу приносят ящерицы?
– Решите задачу.
Узнайте, сколько километров пробежала ящерица за неделю, если известно, что в понедельник она пробежала 10 км, во вторник – 15 км, в среду – столько же, сколько в понедельник. В четверг ящерица пробежала на 2 км больше, чем во вторник, в пятницу она пробежала 18 км, в субботу – 14 км, а в воскресенье – 13 км.
– А сейчас интересное задание для любознательных. Хотите узнать, какова длина самой крупной змеи на нашей планете – анаконды?
Для этого вам надо исправить ошибки в ответах примеров. Найти среди правильных ответов однозначное число и подчеркнуть его. Это число укажет на длину анаконды в метрах.
38 + 15 = 63 (70 + 12) – 7 = 6
18 + 44 = 52 35 – (14 + 11) = 10
38 + 19 = 57 36 + (75 – 50) = 51
63 + 29 = 90 96 – (30 + 57) = 19
– Чему равна длина анаконды?
4 Подведение итогов урока
– Что интересного из жизни змей и ящериц вы узнали на уроке?
– Что вас больше всего удивило?
5 Домашнее задание
— Прочитать тексты «Уж», «Гадюка», «Ящерица» и к каждому составить по два вопроса.