Наши специалисты

учитель-дефектолог высшей категории

учитель-дефектолог высшей категории

учитель-дефектолог высшей категории
Как помочь ребёнку запомнить буквы
консультация для родителей
Важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.
Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно развитие тактильного восприятия образа буквы.
Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:
- лепить буквы из пластилина;
- вырезать;
- делать из проволоки;
- рисовать на песке, манке пальцем;
- рисовать мелками;
- толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);
- обводить по контуру;
- водить пальцем по шершавой букве;
- складывать буквы из фасоли, гороха;
- конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;
- достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
- превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;
- рисовать буквы в воздухе;
- угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;
- искать буквы вокруг (на улице, в магазине…);
- пройти ногами по букве, нарисованной на асфальте.
На следующем этапе можно предложить задания со словами и текстами:
- нахождение и выделение изучаемой буквы в ряде других букв, в слогах, словах, предложениях, текстах, ряду слитно написанных букв;
- вписывание изучаемой буквы маленького размера в её большой контур;
- в ряду элементов букв, написанных раздельно, нужно обвести те, из которых состоит изучаемая буква (или буква, которую он чаще путает на письме).
Как распознать дисграфию
Письменная речь — это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения.
Некоторые учителя считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. Но на самом деле это не так: в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения. Выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
• пропуски букв и слогов;
• перестановка букв и (или) слогов;
• недописывание слов;
• написание лишних букв в слове;
• повторение букв и (или) слогов;
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
4. Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в помощи учителя-дефектолога, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.