Тестовые задания охватывают основные разделы курса физики средней общеобразовательной школы, соответствуют требованиям образовательного стандарта и программе вступительных испытаний по физике. Но, несмотря на это, результаты, которые показывают выпускники школ, желают быть выше. У учащихся возникают затруднения при подготовке к централизованному тестированию и его сдаче.

Мой опыт работы показал, что большинство учащихся не умеют структурировать изученный материал, анализировать физические явления и не всегда могут применить изученные законы при решении задач, анализировать графики, работать с числами, представленными в стандартном виде, допускают ошибки в математических преобразованиях формул, испытывают затруднения в приближенных вычислениях и округлении чисел. Поэтому у многих учащихся возникают проблемы при подготовке к централизованному тестированию и его сдаче. Тенденция неуклонно возрастает в последние годы.

Для результативности обучения и получения высокого балла на централизованном тестировании я использую комплекс «теория – опорный конспект – коррекционная работа». На первых факультативных занятиях знакомлю учащихся с формой проведения централизованного тестирования, его целями и задачами, с учебно-тренировочными материалами, бланками ответов. Показываю и рекомендую справочники, диски, пособия, имеющиеся в кабинете, школьной библиотеке, информационном центре. Даю комментарии к учебникам, учебным пособиям, которые можно использовать при подготовке к централизованному тестированию.

На факультативных занятиях в 10–11-х классах (при повторении пройденных тем) широко использую опорные конспекты, теоретический материал по повторяемой теме и подборку тестовых заданий или просто задач для отработки навыков и корректировки знаний и умений.

В опорных конспектах учащиеся видят полное отражение основного содержания учебного материала с выделением главного. Строгая логическая последовательность изложения и краткость записи дает возможность учащимся быстро вспомнить пройденный материал. Теоретический материал оказался необходим для более глубокого и осознанного повторения. Подборка заданий даёт возможность закрепить, более детально проработать тему или раздел физики. В ходе работы для учащихся собран теоретический материал и опорные конспекты по разделам и темам. Это им необходимо для самостоятельного повторения темы перед занятиями. (Дата, тема занятий вывешена на стенде).

Организуя работу на факультативных занятиях, использую методические приёмы:

– постановка проблемного вопроса или задачи;

– погружение: индивидуальная работа учащихся при поиске решения заданий;

– мозговой штурм: обсуждение решения в паре;

– подсказки: в подборку заданий всегда включаю 1–2 задания из централизованного тестирования уровня В. Если они вызывают затруднения, то предлагаю несколько вариантов выхода из этой ситуации:

а) высказаться каждому о возможных вариантах решения;
б) даю решение, предлагаю самим разобраться;
в) разбираем вместе у доски.

Занятие по теме «Сила Лоренца». 11-й класс

Этап урока (занятия)Действия учителяДействия учащихся
Организационно-мотивационный этапПредлагаю учащимся просмотреть теоретический материал (Приложение 1) и опорный конспект по теме «Сила Лоренца» (Приложение 2).
Предлагаю просмотреть задание (1,2) и ответить на вопрос: «Есть ли информация в теоретическом материале или опорном конспекте об импульсе или движении тела по окружности?»
Учащиеся открывают свои папки с теорией и опорные конспекты и просматривают их
Актуализация опорный знанийПредлагаю в парах определить направление силы Лоренца и выполнить тестовые задания (Приложение 3)Учащиеся корректируют свои знания, при необходимости задают вопросы учителю. По требованию учителя объясняют выполнение задания
Решение задачОрганизую деятельность учащихся по решению задач. Раздаю каждой группе листки с условиями задач (Приложение 3. Задачи) (1, 2, 3, 4).
Проверяю задания, выполненные учащимися. Отмечаю для себя правильность и самостоятельность выполнения. При затруднениях предлагаю вернуться к теоретическому материалу или к опорному конспекту
В парах распределяют задачи между собой (по 2 задачи каждому в паре). Закончив работу в паре по решению задач, каждый объясняет решение своей задачи, отвечают на вопросы друг друга
Решение задач повышенной сложностиПредлагаю учащимся задания (6, 7).
Задание 6 разбираем вместе у доски, при необходимости оказываю помощь.
При затруднении решения задания (7) предлагаю решение. Предлагаю учащимся решить задания из ЦТ 2011, 2016 года В10
Один из учащихся выходит к доске и объясняет решение (Приложение 4).
Учащиеся самостоятельно разбирают предложенное решение (учащиеся могут пользоваться теоретическим материалом и опорными конспектами)
РефлексияПредлагаю учащимся заполнить лист самооценки:
– Выполнение этих заданий мне понравилось (не понравилось), потому что…
– Наиболее трудными мне показались задания…
– Я думаю…, потому что…
– Для работы мне необходимо повторить…
Учащиеся заполняют лист самооценки (могут дописать их предложения для более глубокой проработки темы)

На факультативных занятиях практикую решение задач разными способами, разбирая наиболее простой и экономичный по времени, что для централизованного тестирования очень важно. При этом обращаю внимание на то, что некоторые задания можно было решать без вывода конечной формулы, а составляя математическую систему и решать, как систему из двух уравнений. Эти способы значительно сокращают время, необходимое для решения.

В качестве примера я разбираю с учащимися два способа решения задачи А3, которая предлагалась на централизованном тестировании в 2019 году. (Из анализа ошибок – на это задание неверно ответили 53,36 % участников тестирования).

А3. По параллельным участкам соседних железнодорожных путей навстречу друг другу равномерно двигались два поезда: пассажирский и товарный. Модуль скорости пассажирского поезда V1 = 60 км/ч, товарного – V2 = 48 км/ч. Если длина товарного поезда l = 0,45 км, то пассажир, сидящий у окна в вагоне пассажирского поезда, заметил, что он проехал мимо товарного поезда за промежуток времени ∆t, равный:

I способ  

Сделав пояснительный рисунок, мы его анализируем. Т.к. движение равномерное, то основное кинематическое уравнение имеет вид:

х = х0 + Vх t

Пассажир находится в точке А, эта точка находится в начале системы координат ОХ. Точка В – это последнее колесо товарного поезда. Когда точка А и точка В совпадут, товарный поезд проедет мимо пассажира. Поэтому мы составляем уравнения для этих точек и находим время ∆t.

II способ:                

Для решения используем закон сложения скоростей. Так как два поезда движутся навстречу друг другу, то модуль скорости их сближения (относительной скорости) равен сумме модулей их скоростей относительно Земли:

Закон сложения скоростей V = V1 +V2      (1)

При движении мимо пассажира товарный поезд проходит путь, равный длине товарного поезда

Когда на доске два способа решения одной задачи, то за учащимися выбор, какой из них для каждого индивидуально проще. Для закрепления и права выбора предлагаю решить самостоятельно задания из централизованного тестирования 2019 – А8, ЦТ 2011 – А3.

Оценивая результаты предварительных тестов, я разрабатываю для каждого учащегося рекомендации, советую самостоятельную работу по учебникам и дополнительным учебным пособиям в соответствии с выявленными пробелами (Приложение 5).

При решении тестовых заданий обращаю внимание учащихся на то, чтобы они могли быстро переключиться с одного задания на другое; даже если предыдущее задание не получилось, к нему можно вернуться еще раз, и оно обязательно получится.

Всегда советую выпускникам принять участие в репетиционном тестировании, а учащимся девятых и десятых классов – в диагностическом тестировании. Тестовые задания всегда выполняю сама в установленный временной период, чтобы прочувствовать это испытание на себе. После чего вместе с учащимися анализируем ошибки и даю рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях.

Прочитать публикацию на сайте ng-press.by:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *