Цель: повышение интереса учащихся к изучению математики.
Задачи:
– развивать логическое мышление, творческую активность, познавательные способности;
– воспитывать культуру общения, чувство ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
Участники игры: две команды по шесть человек, ведущий, жюри (педагоги и учащиеся), зрители.
Оформление класса: на доске надпись с названием мероприятия, плакаты с высказываниями известных учёных: «Учение с увлечением нужно всем без исключения» (С.Л.Соловейчик), «Предмет математика настолько серьёзен, что полезно не упускать случай делать его немного занимательным» (Б.Паскаль), «Математика – царица наук, арифметика – царица математики» (К.Гаусс); изображение совы (символ мудрости) выполненное в технике ажурного вырезания.
Оборудование:
– столы для команд и членов жюри, таблички с названиями команд.
– для жюри – листы-протоколы, в которых указаны названия конкурсов;
– для конкурсов – листы бумаги для записей, карандаши по числу участников, секундомер, набор букв для игры «Собери слово», набор рядов из чисел для игры «Продолжи ряд», листочки с заданием для конкурса «Сосчитайте» – звезда, вписанная в пятиугольник (по числу участников).
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами проведём «Час занимательной математики» с участием двух команд, которые объединили самых умных и эрудированных ребят седьмых и восьмых классов. Поприветствуем этих смельчаков! Я приглашаю команду «Вектор» и команду «Луч» занять свои места. (Под весёлую музыку и аплодисменты зрителей участники команд занимают места за столами).
Ведущий: Конкурс есть конкурс, в нём могут быть победители и побеждённые, а значит, нам необходима команда, которая поможет беспристрастно оценить ответы участников конкурсной программы. Итак, разрешите мне представить наше жюри. (Представление жюри из числа учителей математики и учащихся – победителей олимпиад по математике).
Ведущий: Помните, что активная работа болельщиков может принести дополнительные очки командам.
1-й конкурс. «Разминка»
Ведущий: Первым конкурсом нашего мероприятия будет «Разминка». Мы будем поочерёдно читать вопросы командам, ваша задача внимательно слушать, чтобы дать верный ответ. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Команда 1 | Команда 2 | |
1 | Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса) | Что отделяет целую часть от дробной в десятичной дроби? (Запятая) |
2 | Утверждение, не требующее доказательств. (Аксиома) | Геометрическая фигура, для изображения которой нужен циркуль. (Окружность) |
3 | Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный) | Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний) |
4 | Название графика квадратичной функции. (Парабола) | Прямые, которые никогда не пересекутся. (Параллельные) |
5 | Сколько вершин у куба? (8) | Сколько граней у куба. (6) |
Ведущий: Разминка закончилась, а я предоставляю слово жюри.
2-й конкурс. «Собери слово»
Ведущий: Второй конкурс нашего мероприятия называется «Собери слово». Как говорит название, вам необходимо из букв собрать слова, которые имеют отношение к математике, и объяснить их значения. За каждое верное слово команда получает по два балла. Т. е., максимально за этот конкурс команда может набрать шесть баллов. (Предлагаемые слова: дапрлеаплелиеп – параллелепипед, рилкмогам – килограмм, вежыаенри – выражение, мпаралгелморал – параллелограмм, ометкирл – километр, еренунави – уравнение).
Ведущий: Время для составления слов закончилось. Я попрошу наших молодых членов жюри проверить правильность выполнения задания.
Слово жюри, подведение итогов двух конкурсов.
3-й конкурс. «Блиц-опрос»
Ведущий: Мы переходим к третьему конкурсу. Это будет «Блиц-опрос». Каждой команде задаётся по десять вопросов, ответы на которые нужно давать быстро. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если команда не знает ответа на вопрос, право ответить на него переходит зрителям.
Команда 1 | Команда 2 | |
1 | Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки) | Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы) |
2 | Как называется единица, служащая для измерения силы тяжести? (Ньютон) | Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видя число 103? (Кило) |
3 | Чему равно три в третьей степени? (27) | Чему равно четыре в третьей степени? (64) |
4 | Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежит каждая лошадь? (30 км) | Французский математик, который ввёл прямоугольную систему координат. (Декарт) |
5 | Какое число делится на все числа без остатка? (0) | Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делитель равен 1) |
6 | Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6 часов? (180°) | В каком случае мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда смотрим на часы, которые показывают 3 часа дня) |
7 | Что найдём, если расстояние разделим на скорость? (Время) | Что найдём, если площадь прямоугольника разделим на его ширину? (Длину) |
8 | Числа, имеющие более двух делителей? (Составные) | Числа, имеющие только два делителя? (простые) |
9 | Кто впервые доказал теорему о соотношениях сторон в прямоугольном треугольнике? (Пифагор) | Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько надо варить 6 яиц? (5 мин) |
10 | Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (360°) | Чему равна сумма внутренних углов треугольника? (180°) |
Ведущий: А сейчас – слово жюри. (Подводятся итоги блиц-опроса).
4-й конкурс. «Продолжи ряд»
Ведущий: Перед вами три ряда чисел. Вам необходимо определить закономерность их последовательности и записать следующие два числа в каждом ряду. Максимальное количество баллов за это задание – три балла.
Команда 1 | Команда 2 | |
1 | 16, 14, 12, 10, …, … (8, 6) | 19, 16, 13, 10, …, … (7, 4) |
2 | 25, 20, 22, 17, 19, …, … (14, 16) | 26, 20, 23, 17, 20, …, … (14, 17) |
3 | 20, 17, 18, 15, 16, …, … (13, 14) | 20, 16, 18, 14, 16, …, … (12, 14) |
Игра со зрителями
Ведущий: Пока команды справляются со своими заданиями, я предлагаю вам, дорогие зрители, вспомнить пословицы, поговорки и фразеологизмы, содержащие в себе числа. Например, «Ум хорошо, а два лучше».
Ведущий: Уважаемое жюри, огласите, пожалуйста, итоги четвертого конкурса.
Слово жюри, подведение итогов четырёх конкурсов.
5-й конкурс. «Отгадай-ка»
Ведущий: Начинаем пятый конкурс, который называется «Отгадай-ка». Этот конкурс проводится для обеих команд одновременно. Вам необходимо по описанию отгадать, о чём идёт речь. Для начала мы даём вам три подсказки, вы вместе обсуждаете и даёте ответ. За правильный ответ команда получит пять баллов. Если ответ неправильный, мы даём ещё одну подсказку. За каждую подсказку снимается один балл.
«Что за игрушка?»
1 Год рождения этой игрушки – 1974. Её изобретатель – архитектор, преподаватель вуза. Если играть без системы, то для достижения цели потребуются миллионы лет.
2 Эта игрушка – наглядное пособие по геометрии.
3 Внешний вид – правильный многогранник.
4 Игрушка носит имя автора.
5 Игрушка состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
Ответ: Кубик Рубика.
«Что за игра?»
1 Историк ХХ века Роуз сказал: «Это задушевна игра – беседа без слов». Источник множества интересных математических задач. Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов.
2 Родина – Индия, возраст –15 столетий.
3 Древнее название – «чатуранга».
4 Уроженец Праги первым прославил своё имя в связи с этой игрой.
5 Это дворцовая жизнь в миниатюре.
Ответ: Шахматы.
Ведущий: Предоставляем слово жюри. (Жюри объявляет баллы за конкурс «Отгадай-ка»)
6-й конкурс. «Сосчитайте»
Ведущий: А сейчас вы сможете проверить свою геометрическую наблюдательность. Сосчитайте, сколько треугольников в предложенной фигуре. (Ответ: 35)
Ведущий: Давайте послушаем жюри, которое огласит результаты шестого, последнего, конкурса.
Ведущий:
Вот и закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Попросим уважаемое жюри подвести итоги.
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, объявляет победителей, отмечает самых внимательных и сообразительных игроков, активных болельщиков.
Ведущий:
Спасибо за игру. Спасибо за внимание.
Желаем к математике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, друзья, и до свидания!