В материале автор делится комплексом игровых упражнений у учащихся младшего школьного возраста со стертой формой дизартрии в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи. Для работы над развитием слоговой структуры слова на уровне гласных, слога, слова, чистоговорок и предложений, который использует на индивидуальных занятиях с учащимися младшего школьного возраста.
В последние годы в ПКПП появляется все больше учащихся младшего школьного возраста со стертой формой дизартрии. Речь учащихся часто характеризуется выраженными трудностями и нарушениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. У учащихся младшего школьного возраста с подобными расстройствами отмечаются разнообразные нарушения слоговой структуры слова: пропуски звуков и слогов, перестановки, уподобления, контаминации, упрощение стечения согласных в слове. В условиях стертой формы дизартрии эти особенности представляют собой явление не только распространенное, но и длительно протекающее, что затрудняет процесс овладения грамотой и является причиной возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
Важно отметить тот факт, что у учащихся младшего школьного возраста 6–7 лет учебная деятельность, как ведущий вид деятельности, сформирована еще недостаточно, нередко преобладающей является игровая деятельность [1, с. 323]. Именно поэтому в процесс обучения необходимо включать игру и игровые формы взаимодействия. Это способствует формированию положительной учебной мотивации и облегчает процесс усвоения знаний.
Для развития слоговой структуры слова мною разработан комплекс игровых упражнений для работы над развитием слоговой структуры слова на уровне гласных, слога, слова, чистоговорок и предложений, который использую на индивидуальных занятиях с учащимися младшего школьного возраста.
Из лексического материала исключаются слова с дефектно произносимыми звуками. Тщательно и последовательно отрабатываются слова продуктивных классов. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. [2, с. 15].
Первый блок игр реализуется на первом этапе коррекционной работы – на уровне гласных звуков и слогов. Следующим этапом по развитию слоговой структуры слова является коррекционная работа на уровне слов. Работа над словами осуществляется последовательно: слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двусложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением и без него). Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры. Следующим этапом в развитии слоговой структуры слова является коррекционная работа на уровне предложений, чистоговорок, текстов. Конкретный лексический материал подбирается самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей.
Задания в комплексе игровых упражнений подобраны с учётом особенностей нарушений слоговой структуры слова у учащихся. Включение игры в логопедическую практику позволяет пробудить в ребенке желание работать, добиваться успехов, быть активным субъектом взаимодействия; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; постепенно регулировать поведенческие трудности детей, приучая их подчиняться правилам игры.
После проведенной коррекционной работы по развитию слоговой структуры слова у учащихся наблюдается высокие показатели в овладении словами 9–13-го классов (по А.К.Марковой) – 100%; значительно улучшились результаты при воспроизведении ритмического рисунка слова – 95%; увеличились показатели при воспроизведении слов сложной слоговой структуры и при ответах на вопросы – 87, 5%. Сопоставив данные начальной и итоговой диагностики, отмечу, что прослеживается положительная динамика по названным позициям. Этот факт подтверждает эффективность проведённой коррекционной работы с использованием комплекса игровых упражнений.
Как показывает практика, учебный материал усваивается лучше и прочнее детьми тогда, когда он подается в интересной форме. Это повышает познавательную активность и вызывает устойчивый интерес к коррекционным занятиям.
Комплекс игровых упражнений для развития слоговой структуры слова у учащихся младшего школьного возраста со стертой формой дизартрии: Комплекс