Класс: 11
Уровень: повышенный
Тема: Прогресс и регресс в социальном развитии.
Урок № 5 в разделе I
Тип урока: изучение нового материала
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, аудиовизуальные, самоконтроля, словесные, наглядные.

Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут

– знать определения понятий «научно-технический прогресс», «прогресс», «регресс», «технократизм»;
– уметь характеризовать вызовы и угрозы для человечества; роль научно-технического прогресса в развитии человечества, а также объяснять и конкретизировать примерами проявления прогресса и регресса в современном мире.

Задачи:

– обеспечить усвоение понятий «научно-технический прогресс», «прогресс», «регресс», «технократизм», а также организовать работу по определению вызовов и угроз для человечества; охарактеризовать достоинства и недостатки прогресса, показывать его противоречивость, дать оценку результатам прогресса в различных сферах жизни современного общества;
– создать условия для развития навыков самостоятельного получения знаний, анализа и сравнения различных источников информации при характеристике прогресса и регресса; способствовать развитию навыков работы с текстом, иллюстрациями, знаковыми системами; развивать умение систематизировать и обобщать изученный материал, в том числе и по другим предметам, в виде схем, таблиц;
– содействовать выработке собственной позиции к проблемам человечества в процессе социального развития, показать необходимость ответственного отношения человека к прогрессу как к результату деятельности; способствовать формированию уважительного и гуманного подхода к человеку и человечеству в целом.

Оборудованиеучебное пособие для 11-го класса, маршрутный лист урока, распечатка материала §1-1 «Прогресс и регресс в социальном развитии» (profil.adu.by), проверочная тестовая работа по теме, мультиборд, презентация.

Прогресс и регресс в социальном развитии. Презентация к уроку

Ход урока

I Мотивационно-организационный этап

1) Учитель приветствует учащихся, желает успехов в урочной деятельности. Объявляет тему урока и озвучивает цели и учебные задачи. (Слайд 2)

Прием «Облако слов». На доске представлены слова, которые учащиеся должны объединить по группам. Предполагаемый результат: получится 2 группы явлений – прогресс и регресс.

Слова для работы: изобретение вакцин, создание искусственного интеллекта, развитие робототехники, освоение космоса, введение конституций, отмена крепостного права, создание интернета, создание атомного оружия, загрязнение моря нефтепродуктами, зависимость от гаджетов, ухудшение здоровья от использования техники.

2) Актуализация знаний учащихся о прогрессе и регрессе с помощью вводной инфографики. Учитель задает ключевой вопрос урока (Основной критерий прогресса – гуманизм?), выслушивает мнения учащихся и предлагает кратко обосновать свою точку зрения с учетом инфографики.

3) Анализ эпиграфа урока «Прогресс цивилизации нельзя отрицать: в каждой новой войне нас убивают по-новому» (Уилл Роджерс, американский сатирик, 1879-1939) (Слайд 6).

– Как вы понимаете это высказывание?
– Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.

II Познавательно-операционный этап

1) Актуализация опорных знаний. Объяснение правил работы с маршрутным листом (Приложение).

Приложение. Маршрутный лист

2) Работа с новыми понятиями «прогресс» и «регресс».

– с. 10-11 – поиск определений в учебном пособии, заполнение маршрутного листа урока (Задание № 1).

– работа с исследованием Роберта Нисбета «Прогресс. История идеи». Прием «Пометки на полях» (http://profil.adu.by/ (§1-1))

– работа над профильным материалом «Прогресс в тупике?» (profil.adu.by (§1-1))

– Как Нисбет и Харари видят будущее прогресса?

– Как лично вы относитесь к их прогнозам?

3) PEST-анализ общественного прогресса по критериям.

– Проанализируйте критерии общественного прогресса, используя PEST-анализ. В каком случае может наступить регресс? Что нужно сделать обществу, чтобы его не допустить? (Слайд 7)

4) Заполнить таблицу «Мера общественного прогресса». Задание № 2 в маршрутном листе (слайд 8, затем слайд 9 (о НТП) + задание в учебнике по картинкам, с. 12).

– Каким образом человек должен был освоить земное, водное и воздушное пространство?
– Как должен был поменяться быт и досуг?
– Что художникам виделось через сто лет таким же, как и в их время?
– В каких сферах прогресс прогнозировать легче, а в каких труднее?

5) Задание № 3 в маршрутном листе. Составить схему «Оценка научно-технического прогресса» (слайд 10 + профильный материал «Научно-технический прогресс»).

Задание в профильном материале после таблицы «Отношение к науке». Сделайте вывод о том, кем являются белорусы: экотехнологическими оптимистами или пессимистами.

6) Составить схему «Формы НТП». Задание № 4 в маршрутном листе+ слайд № 13 + с. 13 учебного пособия.

7) Задание № 5 в маршрутном листе. Заполните таблицу «НТР» (схема с. 13 учебного пособия).

8) Работа над понятием «технократизм». Задание № 6 в маршрутном листе + слайды 11, 12. Профильный материал на profil.adu.by (§1-1)

9) Работа над пониманием вызовов и угроз человечеству. (Слайды 14–16 + учебное пособие, с. 14–16).

Работа с заданием на с. 15.

– Какие плюсы и минусы можно выделить в отказе от техники в повседневной жизни?
– Можно ли навсегда отказаться от техники на сегодняшний день?

Работа с иллюстрацией на с. 16.

– Какие символы использует автор, чтобы передать основную идею произведения?
– Почему гобелен находится в штаб-квартире ООН?
– Почему это событие является важным не только для РБ, но и для всего мира?
– Несет ли ответственность человечество за изобретения

Физкультминутка

III Диагностическо-коррекционный этап

1) Вернуться к проблемному вопросу и попробовать ответить на него снова.

2) На основе маршрутного листа сделать выводы по изученной теме.

3) Решение электронного теста с помощью мобильных устройств. Адрес ссылки: https://eior.by/catalog_lecture/11-klass/obschestvo/1.php

IV Итоги

1) Информация о домашнем задании: §1, вопросы и задания.

2) Оценивание (само-, взаимо-, учитель)

3) Рефлексия

Прием «Три М». Три момента, которые получились хорошо на уроке, и один, который улучшит их работу на следующем

Заключительное слово учителя о работе класса и учащихся во время урока.

Прочитать публикацию на сайте ng-press.by:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *