При объяснении нового материала предлагаем учащимся теоретический материал в виде краткого опорного конспекта со следующими приемами для работы.
«Я знаю» – прием, направленный на развитие концентрации внимания, формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за ограниченное время выписать как можно больше формул, слов, словосочетаний и выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, что выписывать необходимо все ассоциации. Для начала учащимся предлагается выполнить работу индивидуально, после, объединяясь в пары, они выбирают общие, дополняют свои и разрабатывают коллективный список. После того как парный список разработан, учащимся предлагается выработать коллективный вариант списка, каждая пара или группа называют по очереди свои фразы, а учитель фиксирует их на доске. Стоит отметить, что главным условием является то, что нельзя повторно записывать уже названные варианты. Этот прием позволяет учащимся опираться на знания, полученные ранее для изучения новой темы.
«Найди ошибку» – прием, направленный на развитие читательской грамотности, умение работать с текстом, быстро находить и исправлять ошибки, развитие логического мышления. На доске написаны решения заданий, ответы на контрольные вопросы или формулы, в которых заведомо допущены ошибки. Учащимся необходимо сверить написанное на доске со справочным материалом и исправить ошибки. Этот прием целесообразно использовать при разборе примеров, после изучения теоретического и справочного материала.
Приемы для первичной проверки понимания изученного материала и отработки вычислительного навыка
При использовании тренажера в качестве инструмента для первичной проверки понимания изученного материала и отработки вычислительного навыка целесообразно использовать тренажер со следующими приемами: «Попарная проверка» и «Проверь по образцу».
«Попарная проверка» – прием, направленный на воспитание ответственности за выполняемую работу, добросовестное отношение к труду, на развитие читательской грамотности, умение слушать и воспринимать на слух полученную информацию, умение находить ошибки путем анализа информации, представленной в письменной форме. Суть приема заключается в том, что учащимся предлагается обменяться тетрадями и выполнить проверку задания у одноклассника. Учитель называет ответы, делая акценты на местах, где чаще всего могут быть допущены ошибки. Учащиеся выполняют проверку и исправляют найденные ошибки.
«Проверь по образцу» – прием, направленный на развитие читательской грамотности, умения работать с текстом, сопоставлять, находить ошибки, а также на воспитание ответственности за выполняемую работу. Учащимся предлагается готовое решение, оно может быть записано на доске, либо раздается в виде карточек на парту. Учащимся необходимо проанализировать свое решение, сопоставить с правильным вариантом и исправить ошибки.