Класс: 10 (профильный).

Связь с полученными ранее знаниями: это последний урок в системе изучения тем «Биосфера – живая оболочка Земли. Человек и биосфера». Учащиеся уже изучили границы биосферы и ее компоненты, свойства и функции живого вещества, круговорот веществ в биосфере.

Тема: Обобщение и систематизация знаний по темам «Биосфера – живая оболочка Земли. Человек и биосфера».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: планируется, что к концу урока учащиеся могут систематизировать знания о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе, об учении Вернадского В.И о биосфере; выявлять и приводить примеры взаимосвязи биосферы с другими оболочками Земли.

Задачи личностного развития:

образовательные:

– содействовать систематизации знаний учащихся по теме «Биосфера – живая оболочка Земли. Человек и биосфера»;
– способствовать формированию у учащихся умений выбирать главное, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

развивающие: создать условия для развития навыков раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, следственные связи, корректно вести дискуссию, логически, последовательно излагать материал.

воспитательные:

– содействовать повышению учебной мотивации по основе приобщения учащихся к самоопределению;
– содействовать формированию экологической культуры.

Оборудование: портреты В.И.Вернадского, Э.Зюсса, таблица «Биосфера и ее границы», компьютер.

Межпредметные связи: география.

Ход урока

1 Организационный этап

Задача учителя: психологически подготовить учащихся к уроку, настроить на сотрудничество.

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Обращение к эпиграфу (на доске):

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко

2 Этап проверки домашнего задания

Задача учителя: установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и установить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

Проверка синквейнов, которые учащиеся составили по понятиям «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера».

Примерные синквейны:

1. Атмосфера

1. Меняющаяся, прозрачная;
2. Окружает, пропускает, защищает;
3. Место жизни большинства видов;
4. Воздух.

2. Гидросфера

1. Глубокая, водная;
2. Течет, поглощает, кормит;
3. Занимает большую часть поверхности;
4. Океан

3. Литосфера

1. Твердая, плотная;
2. Покрывает, меняется, разрушается;
3. Почва дает урожай растений;
4. Минералы.

3 Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе. Целеполагание

Задача учителя: создать условия для самоопределения учащихся на деятельность на уроке и ее результаты, стимулировать учащихся на овладение приемами обучения и самообразования.

(На столах у учащихся таблица целеполагания (Приложение 1), в которой записаны основные вопросы, над которыми будет вестись работа на уроке. Ее необходимо заполнить в конце урока).

4 Этап актуализации знаний

Задача учителя: актуализировать опорные знания и умения, сформировать познавательные мотивы.

Проверка основных терминов и понятий. Прием «Биологический диктант». (На столах у учащихся дешифраторы, учащиеся 1-го варианта работают с синими цифрами, 2-го варианта – с красными).

1. В. И. Вернадский              10
2. атмосфера                          9
3. литосфера                          8
4. биосфера                           7
5. Э. Зюсс                               6
6. тропосфера                       5
7. биомасса                           4
8. биокостное вещество    3
9. живое вещество             2
10. косное вещество         1

1. Внешняя твердая оболочка Земли (3, 8)
2. Создал учение о биосфере (1, 10)
3. Оболочка Земли, созданная и заселенная живыми организмами (4, 7)
4. Общая масса животных, растений и микроорганизмов, присутствующих в биосфере (7, 4)
5. Воздушная оболочка Земли (2, 9)
6. Впервые предложил термин биосфера (5, 6)
7. Вещество биосферы, представленное почвой, всеми природными водами, корой выветривания (8, 3)
8. Совокупность всех живых организмов на Земле с их способностью к размножению и распространению на планете, к борьбе за пищу, воду, территорию, воздух (9, 2)
9. Нижний слой атмосферы (6, 5)
10. Вещество, представленное минералами (алмаз, изумруд, кварц) и горными породами (гранит, мрамор) (10, 1)

5 Этап обобщения и систематизации знаний

Задача учителя: обеспечить формирование целостной системы знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Учитель: В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится ограниченность ресурсов Земли. Это следствие нерационального природопользования. Как вы думаете, это действительно конец? Может быть, еще не поздно задуматься и что-то изменить в окружающем нас мире?

Давайте обратимся к опыту наших предков, вспомним, как они относились к природным богатствам. Наши бабушки и прабабушки знали о целебной силе родниковой воды: умывались да приговаривали «Заря, заря, ясна! Возьми глаза красны, дай мне очи ясны». Строго осуждались хозяйки, которые выливали грязную воду в реку. Никто никогда не рвал цветы и травы просто так, без нужды.

Наши предки бережно относились к природе, жили в гармонии с ней, учитывали законы природы и не нарушали взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Они смогли сохранить всю первозданную красоту живой природы и ее видовое многообразие.

В настоящее время человек все больше нарушает законы природы, не задумываясь о последствиях. Это приводит к уменьшению видового многообразия, к экологической катастрофе.

– Как решить возникающие экологические проблемы?

1) Прием «Фишбоун»

На макете рыбы записываются:

– на голове – проблемное поле,
– на ребрах вверху – проблемы, внизу – пути их решения,
– на хвосте – вывод.  

Проблема 1. Количество отходов, которые плохо разрушаются, увеличивается;
Проблема 2. Запасы природных источников энергии уменьшаются (нефть, газ);
Проблема 3. Химические средства защиты растений таят в себе угрозу природе и человеку;
Проблема 4. Численность видов растений и животных уменьшается.

(Учащиеся предлагают способы решения возникших экологических проблем).

Вывод: рациональное природопользование – необходимое условие существования человечества.

– О каких еще экологических проблемах вы знаете?

2) Просмотр видеороликов «Озоновые дыры» и «Парниковый эффект и глобальное потепление на планете»

3) Задание на установление соответствия между различными видами охраняемых территорий и их объектов в РБ.

– На прошлом уроке мы смотрели видеофильм «Заповедные места Беларуси».

Вспомните основные охраняемые территории и установите соответствие между различными видами охраняемых территорий и их объектами в РБ (задания на столах учащихся).

Виды охраняемых территорийПриродоохранные объекты в Республике Беларусь
1. ЗаповедникА. Березинский биосферный
2. Национальный паркБ. Припятский
3. ЗаказникВ. Свитязанский ландшафтный
4. Памятники природыГ. Центральный ботанический сад
 Д. «Камень-богатырь» в Дятловском районе Гродненской области
Е. Полесский радиационно-экологический
Ж. Браславские озера
З. Нарочанский
И. Беловежская Пуща
К. Озеро Свитязь

Ответы: 1 – А, Е; 2 – Б, Ж, З, И; 3 – В; 4 – Г, Д, К.

4) Разгадывание кроссворда «Биосфера и эволюция»

По горизонтали:
1. Древнейшие прокариотические организмы.
3. Надцарство, возникшее после прокариотов.
4. Оболочка Земли, основная роль в формировании которой принадлежит живым организмам.
6. Самое многочисленное царство.
8. Так называется замкнутый цикл воды, азота.
10. Большинство этих бактерий – фототрофы.
11. Одноклеточные организмы.
12. Живое … – совокупность всех живых организмов планеты.
13. Бывает пресная и соленая.
14. Автор строк: «Организм имеет дело со средой, к которой не только он приспособлен, но которая приспособлена к нему».
15. Ученый, предложивший термин «биосфера».
16. Восстановление азотистых соединений до оксидов и молекулярного азота некоторыми видами бактерий.
17. Элементарная структурная и функциональная единица биосферы.
18. Обязательный химический элемент органического вещества.
19. Водная оболочка Земли.
20. Фиксирующие азот бактерии.
По вертикали:
2. Воздушная оболочка Земли.
5. Химический элемент, входящий в состав белков, ДНК, РНК.
7. Слой воздушной оболочки, который простирается ниже стратосферы.
9. Внешняя твердая оболочка Земли.

Ответы по горизонтали: 1. Бактерии. 3. Эукариоты. 4. Биосфера. 6. Животные. 8 Круговорот. 10. Цианобактерии. 11. Прокариоты. 12. Вещество. 13. Вода. 14. Вернадский. 15. Зюсс. 16. Денитрофикация 17. Биогеоценоз. 18. Углерод. 19. Гидросфера. 20. Азотфиксаторы.
Ответы по вертикали: 2. Атмосфера. 5. Азот. 7. Тропосфера. 9. Литосфера.

6 Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Задача учителя: выявление качества и усвоения знаний и способов действий.

Игра «Данетка» Если верно, то говорят «да», если неверно – молчат.

1. На Земле протекают два круговорота веществ. (+)
2. В геологическом круговороте участвуют живые организмы. (–)
3. Вещество и энергия совершают биохимический круговорот. (–)
4. Основная часть биосферного азота находится в атмосфере. (+)
5. Вода – основной компонент биосферы. (+)
6. Основу глобального круговорота воды обеспечивают химические процессы. (–)
7. Основой биогенного круговорота веществ является энергия Солнца. (+)
8. Человек нарушает отрегулированный природой круговорот углерода на Земле. (+)
9. В круговоротах азота, углерода, кислорода основная роль принадлежит абиотическим факторам. (–)
10. Значительная часть кислорода, вырабатываемого в ходе эволюции Земли, зафиксирована в органических соединениях. (–)

7 Этап коррекции знаний и способов действий

Задача учителя: проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия.

Заполнение таблицы целеполагания и рефлексивных листов (Приложение 1 и 2).

Приложение 1,2

8 Этап информации о домашнем задании

Повторить, подготовиться к тематическому контролю по данной теме.

Прочитать публикацию на сайте ng-press.by:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *