Цель: создание условий для понимания сущности использования эффективных упражнений при решении текстовых задач путем организации пространства для профессионального общения.
Целевая группа: учителя-участники мастер-класса.
Задачи:
– создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
– создать условия для изучения упражнений, обучающих составлению и решению текстовых задач;
– содействовать осознанию участниками мастер-класса значимости приобретенного опыта.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование: бумага, схемы-опоры задач, буклеты, маршрутные листы, стикеры, раздаточный материал, бейджи со словами, иллюстрации, маркеры, проектор, ноутбук.
Деятельность учителя-мастера | Деятельность участников |
1 Мотивационно-организационный этап Задача: создать условия для совместной деятельности участников мастер-класса, расположить к диалогу | |
Учитель-мастер приветствует участников, создавая положительно-эмоциональную атмосферу для общения.Предлагает участникам мастер-класса познакомиться и поиграть в «Математический веер». Решив задания математических цепочек, просит участников переместиться в свои группы, номера которых соответствуют результатам вычислений. Учитель-мастер предлагает написать имена участников МК на обратной стороне этих полосок, для того чтобы всем познакомиться. Даёт установку придумать в группах, с чем ассоциируется номер стола. Собирает полоски, выслушивает ассоциации-ответы.Рассказывает о том, что эти числа ассоциируются со следующим:учитель-мастер работает учителем начальных классов в СШ № 9 г. Мозыря, в 4 «А» классе.Предлагает ответить на вопросы:«Числа 1 15 и 5 «выстраиваются» (составляют) какое число или дату?»«Что эта дата значит для города Мозыря?» Сообщает: «1155 год – первое упоминание о городе Мозыре». Вывешивает дату на коллаж с панорамой города Мозыря.Предлагает участникам вместе с ним пойти на экскурсию по городу Мозырю, где путевым (маршрутным) листом станет буклет.Обращает внимание участников на буклет и знакомит с правилами МК | Участвуют в игре «Математический веер».Берут полоски, на которых написаны примеры – математические цепочки.Решают примеры, распределяются по группам. Называют свои имена и подписывают полоски. Озвучивают, с чем ассоциируется номер стола. Вспоминают дату. Отвечают. Знакомятся с буклетом.Зачитывают правила |
2 Этап определения темы Задача: определить тему мастер-класса | |
Проводит упражнение «Вставьте пропущенные слова» в цитатах буклета.Просит зачитать, что получилось. Заслушивает ответы в группах.Просит сказать, какое слово объединило все высказывания (цитаты).Сообщает о том, что речь на МК пойдёт о системе работы по использованию эффективных упражнений при решении текстовых задач на уроках математики как средстве формирования вычислительных умений у учащихся на первой ступени общего среднего образования | Сопоставляют записи, зачитывают ответ.Выдвигают предположения о том, что все цитаты объединяет слово «задача». Доказывают свои ответы. Определяется и озвучивается тема занятия |
3 Этап целеполагания Задача: определить и озвучить цели занятия | |
Интересуется, как часто участники МК сталкиваются с задачами в повседневной жизни.Вытягивает полоску с именем участника и предлагает презентовать свой ответ.Подводит участников МК к выводу о том, что текстовые задачи тесно связаны с жизнью человека. Предлагает ответить на вопросы: – Нужно ли быть компетентным в решении текстовых задач, исходя из того, что они так часто встречаются в нашей жизни? – Можно ли говорить, что данная тема актуальна сегодня? | Презентуют свои ответы. Приводят примеры из жизни. Делают вывод об актуальности темы и необходимости быть компетентным в решении текстовых задач |
4 Этап актуализации знаний Задача: выявить уровень владения материалом участниками мастер-класса | |
Предлагает определить для себя, на какой ступени «Лестницы Успеха» находятся участники по применению темы МК при помощи стикеров.Упражнение «Математический пазл», в котором участникам предлагается составить условие задачи из полосок с текстом (2 мин.) При презентации ответа учитель-мастер просит выделять голосом вопрос, условие задачи, числа задачи.Предлагает в буклетах составить алгоритм работы над решением задач и заполнить первую и вторую строки алгоритма.Даёт установку определить для себя, где можно применить упражнение «Математический пазл» в своей работе ещё.При необходимости использует приём «Активная оценка» | Подходят к «Лестнице Успеха», определяют ступень, определяют уровень своих знаний по теме занятия.Работают в группах. Учатся составлять условие задачи.Презентуют задачу, выделив голосом: вопрос, первое слово в вопросе, условие задачи, числа задачи, главные слова. Заполняют первую и вторую строки алгоритма: 1) прочитай условие задачи; 2) выдели главный вопрос.Усваивают алгоритм. Презентуют ответы |
5 Информационно-деятельностный этап Задача: организовать деятельность по изучению упражнений по составлению, решению, выбору правильного действия для решения задач, соотношению схем и моделей, анализу условия и составления плана решения текстовых задач, их преобразованию | |
Упражнение «Составь схему», в котором нужно составить краткое условие (краткую запись задачи) (1 мин.)Использует приём «Активная оценка».Упражнение «Волшебный вопрос»Берёт карточку с вопросительным знаком, закрывает другое число в задаче, предлагает составить вопрос новой задачи. Интересуется, как изменится условие задачи, если знак вопроса переместить и спрятать другое число. Обращает внимание на то, что в этом упражнении можно научиться составлять и решать три задачи.(Есть три числа)Даёт установку определить для себя, где можно применить упражнения «Составь схему» и «Волшебный вопрос» на других учебных предметах.Предлагает в буклетах заполнить третью строку алгоритма. | Получают схемы, числа и составляют краткую запись задачи.Презентуют краткое условие задачи. Получают карточки с вопросительным знаком и «шифруют» (прячут, закрывают) определённые числа в задаче.Составляют обратные задачи.Приходят к выводу о решении трёх задач.Презентуют ответы по применению упражнений в работе. Заполняют третью строку алгоритма: 3) составить краткую запись. |
6 Репродуктивный этап Задача: выявить уровень овладения предложенным материалом | |
Игра «Минутка тишины» Предлагается решить задачу. Решение записать в буклет в место для записей (1 мин.)Предлагает презентовать решение, прикрепив фотографию объекта г. Мозыря в задаче на коллаж. Просит назвать только число в ответе. – 45 лет исполнилось МНПЗ в этом году; – 60 видов продукции ежедневно выпускает ОАО «Мозырьсоль»; – в 2005 г. Мозырский замок распахнул свои двери после реконструкции; – 2 метра – ширина дорожки бассейна в нашем городе; 660 мест – в зале драмтеатра им. Ивана Мележа. Предлагается в буклетах заполнить четвёртую, пятую и шестую строки алгоритма. Работа над упражнениями в интерактивном режиме по моделям и схемам «Составь и реши» и «Молчанка», в которых предлагается каждой группе составить и презентовать условие задачи о Мозыре, а остальным участникам групп, молча показать знак, при помощи которого решается задача (2 мин.) Определяет, где можно применить упражнение «Составь и реши» и «Молчанка» в своей работе. Сообщает, что во время МК участники познакомились с различными упражнениями, создали алгоритм РЗ, познакомились с объектами города в рамках экскурсионной программы. Организовывает работу по применению упражнений в интерактивном режиме по группам.Игра «Если бы я был учителем …?»1 группа: «Вы – учителя русского языка и литературы, как бы Вы применили в работе упражнение «Волшебный вопрос». 2 группа: учителям истории – «Математический веер». 3 группа: учителям математики – «Математический пазл». 4 группа: учителям биологии – «Составь схему». 5 группа: учителям физической культуры и здоровья – «Вставь пропущенное слово».Время выполнения – 1 мин. | Выполняют вычисления, составляют выражение. Записывают решение. Демонстрируют решение, называют ответ задачи, крепят фотографию объекта города Мозыря.Заполняют четвёртую и пятую строки алгоритма: 4) составить план решения задачи; 5) выполнить решение задачи; 6) сформулировать ответ. Слушатели в группах составляют задачи. Выбирают из карточек со знаками «+», «–» «:», «*» единственно верное для решения задачи.Усваивают связи в тексте задачи между числовыми данными и определяют правильное решение. Демонстрируют знаки действий.Презентуют ответы по применению упражнений на других уроках.Отвечают на вопросы алгоритма анализа условия и решения текстовой задачи в группах.Перечисляют этапы работы в алгоритме над анализом решения задачи.Озвучивают упражнения, с которыми познакомились на МК. Работают в группах. Презентуют свои ответы. |
7 Рефлексивный этап Задача: определить уровень значимости полученных знаний и умений для дальнейшей деятельности участников | |
Предлагается оценить полученные знания и умения по итогам МК, эффективность работы с помощью приёма «Лестница Успеха» и озвучить значимость полученных знаний для дальнейшей работы, переместив свой стикер на ступенях.Предлагает по QR коду воспользоваться данными упражнениями и применить их в своей работе, поделиться ими со своими коллегами, а по данному маршрутному листу самостоятельно провести экскурсию по городу Мозырю.Учитель-мастер благодарит за работу и внимание участников МК и желает успехов в творческой деятельности. | Оценивают работу мастер-класса: я (участник) расширил знания группа хотелось бы коллектив буду пробовать узнал удовлетворен не удовлетворен получил не получил ожидания оправдались ожидания не оправдались |
Список литературы
- Устный счёт на уроках математики. 1–2 классы. – Мозырь : ОДО «Образовательная компания «Содействие», 2013.
- Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Минск : Белорус. верасень, 2005. – 196 с.
- Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности / Е.В.Коротаева. – Москва : Сентябрь, 2003. – 176 с.
- Лукашенко, С.Э. Организация целеполагающей деятельности в 1–4 классах: 30 вопросов и ответов / С.Э.Лукашенко. ‒ Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. ‒ 184 с. – (Серия «Педагогическая мастерская»).