Класс: 9-й.

Тема: Уникальность человека.

Урок № 1 в разделе I.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, аудиовизуальные, самоконтроля, словесные, наглядные.

Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся

 будут знать определения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «сознание»;
– будут уметь распознавать на основе приведенных характеристик проявления биологического, психологического и социального в человеке.

Задачи личностного развития:

– обеспечить усвоение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «сознание», а также организовать работу по распознаванию на основе приведенных характеристик проявления биологического, психологического и социального в человеке; способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся путем использования созданной ментальной карты по теме «Уникальность человека»;
– создать условия для развития навыков самостоятельного получения знаний, анализа и сравнения различных источников информации при характеристике человека; способствовать развитию навыков работы с текстом, иллюстрациями, знаковыми системами; развивать умение систематизировать и обобщать изученный материал, в том числе и по другим предметам, в виде схем, таблиц, ментальных карт; содействовать развитию навыки работы в парах;
– побуждать учащихся к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудованиеучебное пособие для 9-го класса, мультиборд, презентация по теме урока, видеоролик по теме урока.

Презентация к уроку по теме “Уникальность человека”

Ход урока

I Мотивационно-организационный этап

1 Приветствие учителя

2 Объявление темы урока и постановка цели и учебных задач (Слайды 1, 2)

3 Актуализация знаний учащихся о природе человека с помощью вводной инфографики.

Учитель задает ключевой вопрос урока: «Человек может быть человеком только среди людей?»

Учитель выслушивает мнения учащихся и предлагает кратко обосновать свою точку зрения с учетом пунктов инфографики.

II Познавательно-операционный этап

1 Актуализация опорных знаний

Работа с понятиями «личность», «индивид», «индивидуальность», «сознание».

2 Введение нового материала

1) Работа с таблицей

Необходимо распределить предложенные словосочетания в соответствующие столбцы таблицы и устно прокомментировать свой выбор. (Слайд 3)

Словосочетания: прямохождение; использование орудий труда; потребности; связная речь; не умеет говорить; развитая кисть руки; высокоразвитый мозг; потребность в творческой деятельности; материнский инстинкт; потребность в общении; безопасность жилища; сознание; еда для удовлетворения голода.

ЧеловекЖивотные
  

2) Эвристическая беседа

Можно ли утверждать, что человек имеет только социальную сущность?

3) Работа по заполнению ментальной карты «Уникальность человека»

Учащимся необходимо заполнить пробелы в карте в процессе изучения темы. На доске представлен незаполненный шаблон карты.

4) Просмотр видеоролика «Индивид, индивидуальность, личность» (Слайд 4)

Ссылка на видеоролик:

https://drive.google.com/file/d/1ZwKn5Mdfkq1347oI1E75GHzXryeuY8Kr/view?usp=share_link

Учащимся предлагается после просмотра видеоролика дополнить ментальную карту недостающими элементами.

5) Работа в парах

Выполнение задания на с. 11. Обсуждение вопроса: «Я уже личность или нет?

6) Работа с цитатой: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

– В чем смысл выражения «индивидуальность отстаивают»?
– Как это, на ваш взгляд, проявляется?

7) Обсуждение комикса Х.Бидструпа «Индивидуальность»

– Как герой комикса отстаивает свою индивидуальность? (Разграничиваем понятия «Я хочу быть собой» и «Я хочу быть не таким, как все») (Слайд 5).

3 Первичное закрепление материала

1) Индивидуальное задание

Приглашаются к доске двое учащихся, чтобы распределить признаки индивида, индивидуальности и личности по группам. Работают за закрытыми частями доски. Затем сравниваются их ответы, комментируются остальными учащимися.

Слова для распределения: вес; характер; ответственность; темперамент; возраст; сознание; цвет волос; способности; рост; деятельность.

2) Работа с понятиями «сознание» и самосознание»

– Найдите определение понятию «сознание» в учебнике на с. 13.

– Отыщите свойства сознания в пункте параграфа и дополните ментальную карту (Активность, направленность, самонаблюдение, критичность).

– Чем самосознание отличается от сознания?

3) Работа с автопортретами художников на с. 14.

а) Какая из личностей более всего заинтересовала и почему?
б) Дайте краткую характеристику личности, автопортрет которой заинтересовал вас более других.

Слова, которые вы можете использовать: яркая, серая, выдающаяся, загадочная, неординарная, сильная, эксцентричная, творческая, заурядная, отталкивающая, обаятельная, волевая, сомнительная, странная, неизвестная … (Слайды 6, 7).

Физкультминутка

III Диагностическо-коррекционный этап

1 Вернуться к проблемному вопросу и попробовать ответить на него снова

2 Задание № 5 на с. 15

Составить синквейн на тему «Личность».

3 Фронтальный опрос с опорой на интеллект-карту

На основе заполненной интеллект-карты необходимо дать характеристику понятию «личность».

IV Завершающий этап

1 Информация о домашнем задании

§1, вопросы и задания.

2 Оценивание (само-, взаимо-, учитель)

3 Рефлексия

Прием «А напоследок я скажу…»

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы, которые у них перед глазами отображены на интерактивной доске (Слайд 8):

Сегодня я узнал …   Я выполнял задания …
Было интересно … Было трудно …
Я понял, что …    У меня не получилось …
У меня получилось… Меня удивило…

4 Заключительное слово учителя о работе класса и учащихся во время урока.

Прочитать публикацию на сайте ng-press.by:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *