За окном еще лежат снежные сугробы, а учащиеся 9-х классов активно готовятся к сдаче экзаменов. Наряду с подготовкой по предмету, большое значение имеет психологическая подготовка к экзамену. Ведь большинство девятиклассников сдает экзамены впервые, а то что происходит первый раз пугает своей неизвестностью.
В январе во всех 9-х классах прошли занятия по психологической подготовке экзаменам. Педагог-психолог Стражевич Екатерина Владимировна дала учащимся рекомендации как организовать свое время и пространство в предэкзаменационный период, рассказала о способах и приемах изучения объемного материала, о поведении во время экзамена. А еще всех классах прошел шуточный «экзамен» с настоящей экзаменационной комиссией, билетами и, конечно, теми, кто сдает экзамен. Во время игры учащиеся смогли узнать насколько они стрессоустойчивы, как реагируют в ситуации неизвестности и как умеют находить выход в нестандартной ситуации.
Педагог-психолог познакомила учащихся с упражнениями и приемами, которые помогают эффективно справиться с волнением, эмоциональным напряжением, а также стимулировать свои познавательные способности, что немаловажно в предэкзаменационный период. Вот некоторые из них.
«Успокаивающее дыхание»
В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена нужно сделать вдох и затем глубокий выдох — вдвое длиннее вдоха. Дышать так надо в течение нескольких минут. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном.
Упражнение на снятие эмоционального напряжения
Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев в течение нескольких минут сначала на одной руке, затем на другой.
Упражнение для включения в работу «Массируем руки»
В начале любого испытания очень важно включиться в работу и стимулировать познавательные способности. С этой целью можно выполнить следующее пальчиковое упражнение.
Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Упражнения для стимулирования познавательных способностей
ВНИМАНИЕ!
Умение концентрироваться — одна из составляющих успешного умственного труда. Если необходимо достигнуть концентрации внимания можно использовать следующие пальчиковые упражнения.
Упражнение 1
Раскрывают левую ладонь, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки.
Повторяют это раз 5. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.
Упражнение 2
С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.
ПАМЯТЬ
Упражнение «Движение зрачков глаз».
Есть совсем нетрудное упражнение – синхронное движение зрачками глаз из стороны в сторону. Достаточно 30 секунд, правда, ежедневно, и память станет лучше очень скоро.
Удачи вам на экзаменах!