Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной уже давно. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, его проводником является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
С целью повышения психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития эффективных навыков коммуникации с детьми 24 февраля в средней школе №9 г. Мозыря прошло занятие с элементами тренинга «Азбука внутрисемейных отношений» в рамках работы детско-родительского университета «ЛАД».
В ходе выполнения тренинговых упражнений участники сделали вывод, что семья – это основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. В семье формируются модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте.
Упражнения «Пойми меня» и «Отцы и дети» еще раз доказали, что родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя. Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера).
Упражнения «Люблю», «Одно слово», «Привет» помогли родителям особенно прочувствовать как велико их влияние на детей так как они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме этого, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Эти знания были закреплены в ходе выполнения упражнения «Строй».
Также необходимо отметить, что общение в семье – залог успешности будущего ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. Развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Таким образом, семья выступает залогом успешности или неуспешности развития ребенка.
В завершении занятия с элементами тренинга участникам был предложен для просмотра видеоролик «Добро», который позволил подытожить все приобретенные участниками знания в ходе тренинга: «Отдавая мы получаем больше».